Работа победителя школьного этапа Всероссийского конкурса сочинений 2017
Искусство подобно пропасти, шагнуть в которую способен каждый думающий, слышащий, чувствующий. Подобно запечатленному в веках образу фантазии человека, наполненному сокровенными мыслями и эмоциями. Подобно цветку, постепенно набирающемуся сил, питающемуся духом создателя, распускающемуся и завораживающему людей, позволяющему и душе автора, и душе зрителя, созерцателя, слушателя, читателя почувствовать себя разделенными…
Как ни определяй понятие искусства, неизменно одно – то, что неподвластно словам, то, что стелется на самой глубине пропасти мыслей и чувств. И это то, что значит, на самом деле, больше, чем следует и делает искусство своеобразным посредником между человеком и обществом, человеком и временем, человеком и вселенной.
Страх открыто произнести свои мысли, озвучить свои чувства, быть непонятым, непринятым побуждает молчать. Но потребность быть высказанным остается и будоражит человека изнутри. И рисуя, сочиняя стихи или прозу, создавая скульптуры или попросту занимаясь любимым делом, человек запечатлевает частичку себя, своего внутреннего я, своей выстраданной и потому абсолютной истины. И в конечном итоге – окунается в пропасть искусства, такого же многогранного и бесконечного, как сам человек. Ведь в любом творении бьется живое сердце автора. Бьется и ждет молчаливой встречи со своим слушателем, созерцателем, зрителем, читателем…
Размышляя об искусстве как о посреднике того, что нельзя высказать, обращусь к роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи», книге, взбудоражившей моей сознание и мою душу. Сюжет прост: путь отчисленного из школы мальчика Холдена домой. И путь этот весьма и весьма насыщенный. Что кроется в этом пути? Что не высказано автором, но сквозит между строк? Что должен понять и почувствовать читатель?
Чтобы найти ответы на эти вопросы, шагнем в пропасть искусства и начнем с того, что главный герой – максималист, на мой взгляд. Общество для него словно поражено безразличием, люди пусты и глупы. «Нет смысла учиться ради того, чтобы стать … глупым и лицемерным» - так считает Холден. Хорошее он видит лишь в своей сестренке Фиби, погибшем братике, Алли…
Холден разбит, на протяжении большей части повествования он пребывает в состоянии безысходности и депрессии. Все его переживания связаны с осознанием всей грязи мира, который его окружает… мира, в котором герою необходимо найти свое место. Душа Холдена стремительно падает в глубокую и темную бездну и теряет в ней свою суть. Но свет любви маленькой Фиби помогает герою свой путь. И целью Холдена становится ловля детей, играющих над пропастью во ржи, то есть спасение ребятишек от падения в безжалостную пропасть взросления. «Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом - ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И моё дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему», - говорит герой. Что же на самом деле скрывается за этими строками? Что хотел нам сказать автор романа? Думаю, что Дж. Сэлинджер старался объяснить своим читателям, как сложно на самом деле повзрослеть и не потерять самого себя. Ведь играя в жизнь, несясь вперед, можно упасть, разбиться и уже не подняться. И Холден, на мой взгляд, своим примером призывает людей сделать общество лучше, заботясь о детях, не давая им утратить собственное я в цикле бесконечных дней. Ведь человеку так легко потеряться в лабиринте испытаний, исчезнуть в темноте той самой пропасти…
Мог ли Дж. Сэлинджер высказать эту мысль прямо? Возможно, да. А возможно, и нет. Но как бы там ни было, искусство хранит в себе самые чистые, сокровенные, неповторимые истины душ своих создателей, и истины эти не лежат на поверхности… их нужно увидеть, разглядеть, прочувствовать, сделать своими.
Есть в мире то, что не должно быть высказано, но при этом должно проникнуть в самую глубь человеческого сердца, побудив его быть живым… быть, а не казаться… И в этом ключе искусство, для меня, – пропасть… но пропасть, шагнув в которую обретаешь себя.
Колесник Ксения