Учеба должна быть осмысленной, тогда от нее будет толк.
Народная мудрость гласит: «Век живи – век учись» - и поспорить с ней крайне тяжело, хоть и возможно при должной дотошности и достаточной придирчивости. Человек постоянно узнаёт что-то новое и необыкновенное, ранее невиданное, совершает то, чего раньше не совершал, что даёт ему новый опыт, новые знания. Несмотря на столь богатое разнообразие путей познания, «пускать на самотёк» своё образование нельзя ни в коем случае, потому что тогда спадёт интенсивность его получения, и развитие личности замедлится и может дойти до практически стагнации.
Основу своих жизненных знаний и своего мировоззрения человек получает в молодости во время обучения дома, в детском саду, школе, колледже, университете… Поэтому именно в это время основной целью, общим направлением деятельности должно быть именно обучение, причём обучение такое, в котором проявляется индивидуальная ответственность личности за него. Что толку от того, что совершенно незаинтересованному человеку будут рассказывать о теориях происхождения мира, если его в данный момент интересуют только новые кроссовки, которые он тут же после уроков побежит покупать? Все усилия по вталдычиванию в голову формул, идей, теорий, систем, дат, событий, законов и прочих теоретических и практических знаний совершенно бесполезны, если обладатель головы не хочет делать совершенно ничего для их получения, а в некоторых случаях даже противится им. Мы сами отвечаем за своё образование.
В чём же должна выражаться эта ответственность? Не тратить же, в самом деле, всё своё свободное время на учёбу и саморазрушительно усердную работу над собой, но и не же отказываться от неё полностью. Где же та грань между «чересчур» и «недостаточно»? На мой взгляд, именно для решения этого вопроса и существуют образовательные организации. Дают знания – бери, недостаточно дают – ищи сам, тем более недостатка в обеспечении дополнительного образования сейчас не наблюдается, особенно в крупных городах, а на крайний случай есть и Интернет, в котором чего только нет. Важной частью индивидуальной ответственности является проверка полученной информации. Чтобы не оказаться обманутым и введённым в заблуждение, подтверждать или опровергать её следует в нескольких источниках, особенно если она получена в Интернете, по телевидению или от некомпетентных или малокомпетентных людей. Все без исключения новые знания нужно проводить через призму сознания, осуществлять отбор по типу нужности и бесполезности, осознавать и понимать их. Это непростой труд, которым придётся заниматься на протяжении всей жизни, но который, даже несмотря на порой кажущуюся бессмысленность, всегда приносит плоды в виде развития человеческой личности, пусть мы можем и не замечать их и думать: «Это же естественно и понятно как дважды два! Это всегда было известно». Естественно – да, понятно – да, но известно далеко не всегда. Всё, что мы знаем – это плоды нашего труда по получению образования, и даже то, что дважды два равно четыре, мы знали не всегда. Этому, как и всему остальному, нам тоже пришлось учиться, и это, как и всё остальное, есть плод нашей индивидуальной ответственности за собственное образование.
Иван Стуков