Лиза Шихалеева, ученица 10 класса МБОУ СОШ № 25 города Озерска, безусловно, может быть названа Человеком года. Ведь Лиза регулярно входит в число победителей муниципальных конкурсов чтецов, зональных фестивалей-конкурсов для юных журналистов. Более того, Лиза Шихалеева – первый человек, не только рекомендованный к участию в конкурсе «Ученик года» от нашей школы, но и занявший в нем почетное 3 место.
- Лиза, вы первая ученица 25-й школы, получившая опыт участия и победы в конкурсе «Ученик года». Расскажите: какие испытания нужно было пройти, чтобы завоевать заветное звание «Ученика года 2017».
- Конкурс был очень насыщенный и состоял из пяти этапов. Первый этап - творческая презентация «Оставить свой след…». В форме театрального представления было нужно раскрыть свои таланты и доказать всем присутствующим, что ты стоишь того, чтобы быть лучшим из лучших. Второй этап - конкурс инфографики «Навстречу переменам». Здесь нужно было представить свой бизнес – проект на тему «Здоровье планеты в моих руках». 2017 – год Экологии, поэтому и все этапы конкурса имели экологическую направленность. Третий этап - агитационное выступление «Экологический кодекс жителя Земли», а четвёртый - «Открытая дискуссия» на тему «От экологии пространства к экологии души». Третий этап дался мне легче всего, ведь я привыкла выступать на сцене со стихами и прозой, а вот четвертого этапа я всерьез боялась, но мне даже очень понравилось. Открытая дискуссия помогла мне понять, как важно слушать и слышать собеседника и при этом самому быть высказанным и услышанным. И, наконец, пятый этап - мастер-класс по теме «Экологическая мастерская». Здесь нужно было продемонстрировать то, что вы можете сделать в пользу окружающей среды. По-моему, это важно – определиться с тем, что именно ты можешь сделать для улучшения экологического состояния родной планеты. Знаете: все великие дела начинаются с малого.
- Почему вы решили участвовать в конкурсе?
- С одной стороны, я ничего не решала – за меня все решили мои учителя, с другой - я с радостью согласилась поучаствовать в новом для меня конкурсе. Почему?... Ну, не знаю. Наверное, мной двигало желание узнать что-то новое для себя. Побороться за свою школу. Показать, что даже в обычной 25-й школе учатся хорошие и талантливые ребята. Ну, и, наверное, доказать себе, что я чего-то стою.
- Чему вы научились в процессе конкурса?
- Я узнала много новых и интересных для меня вещей. Например, научилась выращивать грибы в домашних условиях. Это очень увлекательно! И самое главное – я научилась верить в себя и ощутила, что с поддержкой друзей, одноклассников и учителей, могу совершить даже то, что изначально кажется невозможным.
- Что на ваш взгляд было самым интересным?
- Самое интересное – подготовка к этапам конкурса, совместная работа над заданиями. Особенно мне запомнилась подготовка к агитационному выступлению «Экологический кодекс жителя Земли». Чтобы сделать выступление эмоциональным, ярким, запоминающимся, я решила нарисовать агитационные плакаты к стихотворению, которое придумала и собиралась прочесть. Удивительно, но это тот самый момент, когда мне решили помочь и ребята из группы поддержки, и девочки- художницы, и учителя, и даже директор. Мы все вместе рисовали плакаты несколько дней, начиная с 12.00 и заканчивая поздним вечером. Было так увлекательно, тепло и здорово. А любимые учителя не только помогали мне и ребятам, но и подкармливали нас разными вкусняшками. Казалось, что со мной рядом не просто одноклассники и педагоги, рядом – семья. И когда я вышла на сцену со своим выступлением, то поняла, что делаю это не только ради школы, не только ради себя, а ради тех моментов, которые были в процессе подготовки - ради всех людей, помогавших мне, так или иначе, пройти этот путь…
- Какой этап конкурса был самым лучшим?
«Открытая дискуссия». Я не знала, чего ждать. Не знала, на какую тему придется рассуждать. Боялась, что не справлюсь, что не смогу четко сформулировать свою точку зрения, отстоять свою позицию. Но дискуссия оказалась очень специфичным полем соприкосновения мнений, полем, в пределах которого мы, участники конкурса, перестали быть конкурентами и стали просто интересными собеседниками. «Открытая дискуссия» - лучший этап. В споре, как известно, рождается истина. И мне кажется, что в процессе оживленной беседы, мне удалось найти свою истину в вопросах экологии души.
- Что на ваш взгляд было самым сложным в этом конкурсе?
Самым сложным, на мой взгляд, оказался первый этап. Нужно было представлять себя, демонстрировать свои таланты, рассказывать о своих интересах и увлечениях, хвалить себя. Для меня этот этап был самым тяжелым испытанием. Когда хвалят тебя за какие-то достижения – это одно, хвалить себя самому – совсем другое. Очень сложно это – рассказывать о своих плюсах, положительных качествах, достижениях и талантах. Я разыгрывала небольшую сценку, демонстрировала актерское мастерство, пела и танцевала. К сожалению, я так сильно волновалась, что запнулась во время танца… выступила хуже, чем могла бы. Но сейчас я вспоминаю всё это с улыбкой на лице.
Еще было сложным то, что я впервые участвовала в «Ученике года», а другие конкурсанты испытывали себя не в первый раз. И… я была самой младшей среди участников конкурса. Все ребята учились на тот момент в 10-11 классах, а я была в 9-м. И от этого ощущения тоже было очень сложно, но я справилась и достойно прошла все испытания.
- Хотели бы вы снова поучаствовать в этом конкурсе?
Наверное, нет. Знаете: перед каждым выходом на сцену, перед каждым этапом я очень сильно волновалась. И только поддержка моей команды меня и спасала. Безусловно, я довольна результатом. Мне удалось войти в число призеров конкурса. Для меня этого более чем достаточно. Я бы хотела дать другим ученикам нашей школы возможность поучаствовать в «Ученике года».
- Вы говорите, что очень волновались перед выступлениями… Как же вам удавалось справиться с этим? Неужели только поддержка ваших учителей и ребят?
На самом то деле, страх публичного выступления - это страх в нашей голове. Как и любой другой участник конкурса, я чувствовала этот страх. Только после выступления я понимала, что ничего страшного нет. А на сцене мне казалось, что от каждого моего слова, жеста, движения зависит вся моя жизнь. «Что будет, если сейчас ничего не получится… все же рухнет,» - постоянно крутилось в моей голове. И сердце билось просто бешено. Но я преодолевала себя, выходила на сцену, выступала, презентовала проекты. Так или иначе, но с волнением приходилось справляться, ведь такая ответственность за школу лежала мне. Что помогло мне? Во-первых, я старалась думать позитивно, старалась сосредоточиться на главном. Во-вторых, брала с собой на каждое выступление талисман. Какой? Нет… уж… этого я вам не скажу. Это секрет. Есть вещи, которые должны оставаться сокрытыми от посторонних глаз. Скажу только, что, выступая, я думала о свое талисманчике и чувствовала, что в нем есть сила какого-то убеждения. Я просто верила, что он мне поможет. И, как бы странно это ни звучало, он помогал мне справиться с волнением. И самое важное, на мой взгляд, - помнить, что, если вы уж вышли на сцену, то надо быть актёром. В жизни мы ведь тоже довольно часто играем определенные роли. Значит, и на сцене можем и играть, и жить, и дышать, и быть собой. И еще один момент: будьте проще и больше улыбайтесь. Улыбка – это улыбка. По-другому, и не скажешь. Она просто помогает почувствовать уверенность, стать открытее, раскрепощеннее.
- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать Ученик года?
Думаю, что, чтобы стать Учеником года, не обязательно учиться на одни пятёрки и четвёрки. Конечно, не без этого, но всё же очень часто внутренние способности и таланты человека идут в разрез с его успеваемостью. Далеко не всем ребятам удается учиться хорошо, но при этом они способны выигрывать олимпиады, становиться победителями конкурсов. Я думаю, что главное, чтобы человек обладал активной жизненной позицией и силой духа. Важна в конечном итоге не победа. Важно ощущение, что ты поборол себя. Не важно, какое место ты займёшь. Важно, что ты старался - и справился. Главное в этом конкурсе - это не сдаваться, какими сложными бы ни казались задания. Думаю, что Ученик года должен быть еще целеустремленным и ответственным, ведь он представляет не только себя, но и свою школу. Ах, да… Еще Ученик года должен быть любопытным, в хорошем смысле. Любознательным. Он должен испытывать тягу к самопознанию и саморазвитию.
- Что бы вы посоветовали следующим участникам конкурса?
- Могу сказать, что нужно поменьше волноваться, быть уверенным в себе и в своих силах. Нужно окружить себя уверенными людьми, верными соратниками, друзьями. И помнить, что главное - это интерес и участие. Залог хорошего выступления на этом конкурсе - это ваша команда, ваша поддержка. Лично я без своей команды не справилась бы. Рядом со мной были очень хорошие учителя. И мои девочки, мои одноклассницы - большие умницы. Они верили в меня, не давали мне упасть духом. И я им очень благодарна. И победа в конкурсе - не моя, она общая. Это и победа моей семьи, моих друзей, моей школы.
- Огромное спасибо за интервью.
Митряева Екатерина