Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Страна в зеркале одной судьбы

Андрей Перевалов«Вольный Ветер»:21 октября 2017
1143

Каждый из нас, бывая в музеях, рассматривал уникальные экспонаты. Но уникальными бывают и люди, которые работают там. Недавно в Чебоксарах мне удалось пообщаться со старшим научным сотрудником музея им. Чапаева, его основателем и писательницей Валентиной Ивановой Бровченковой. Вспоминая, как все начиналось, она невольно рассказала и о жизни людей ушедших в историю лет:

– Ребенком я любила играть с мальчишками в «Чапаева». И именно я командовала ребятами. Мне и в голову не приходило, что когда-нибудь я буду работать в музее героя! В детстве мечтала стать геологом, собирала камни. Вспоминаю свою первую учительницу. Это была маленькая женщина в форменном коричневом платьице, которая всегда говорила нам: «мои детки». Жила она в послевоенные годы в бывшей конюшне, расположенной рядом со школой. Строение, кажется, чудом зацепилось за обрыв, едва не свалившись в Волгу. Учительнице там отделили комнатку, но, даже закончив занятия, она не уходила из школы, зная, что наши родители на работе, а мы «бешеные» носимся по улице. Она звала нас к себе, ставила чайник и исподволь начинала с нами заниматься. Сколько она нам дала, как плакала, когда мы переезжали в новые дома, где на первых порах ещё были квартиры-коммуналки. Вспоминая то время, я сейчас пишу новую книгу – «Коммунальная исповедь» – чтобы люди знали, что такое коммуналка. Это особый стиль жизни. Люди, совершенно чужие, разные, живут вместе. Было все: и ругались, и соль подсыпали в еду, но, понимаете, если жили долго вместе, то становились больше, чем родными: знали друг о друге всё, делили и горести, и радости. Если, не дай Бог, поругались, но что-то стряслось, помогали друг другу, забыв про обиды.
Да, детство… Прекрасное время, проведенное в удивительно красивом маленьком городке Чебоксары. Он растет, меняется с каждым годом. Сейчас в центре его – залив, а когда-то это была Красная площадь. Там стояли купеческие особняки. А с другой стороны, где монастырь, была великолепная набережная. Люди там встречались, знакомились, гуляли. Все вместе сажали цветы. Весной горожане шли на ледоход. Это был своеобразный праздник. По этим воспоминаниям мной написана небольшая книжечка «Город моего детства».
Все лето мы проводили у реки. Берег был заставлен лодками, как сейчас машинами. Представляете, какое счастье: ляжешь на эту лодку, смотришь на небо, вода тебя качает, и такая красота. Когда-то здесь был потрясающий климат: было тепло всё лето. Мы все ездили на берег Волги, загорали, купались. Ленинградцы часто приезжали отдыхать: у них же холодно, а к морю ехать далеко.
В год, когда я пришла работать в краеведческий му
зей, музей Чапаева только начали строить. В Чувашии есть такой обычай – «нимэ» – объединение людей ради достижения какой-то цели. Практически всё наше поколение и даже ребята моложе помогали его строить, например, собирали макулатуру и металлолом, получали за это деньги и жертвовали их на строительство. Где-то в 72-ом году мне предложили создать экспозицию в музее Чапаева, а потом и стать его директором. Мне тогда было 24 года, но казалось, что я не только музеем, но и государством руководить могу. И я согласилась. В работе мне очень помогает моё филологическое образование. Во времена моей молодости многие ребята начинали интересоваться туризмом. Краеведение тоже привлекало многих. Мне хотелось быть такой, как экскурсоводы: любознательной, умеющей доказать каждый факт. Экскурсоводы чем-то напоминают вас, журналистов. Много статей пишут, многое знают. Для меня они были идеалом красоты и ума.
Когда готовили экспозицию, создавали сразу образ и человека, и народного героя. Считаю, что лишь тогда, когда мы научимся уважать свою исто
рию и, приобретая опыт, не судить, а просто не повторять ошибок прошлого, нас точно никто не сломит. Ведь в моем роду были не только красные комиссары, которых убивали кулаки, но и белые, которых убивали люди на другой стороне. Были и репрессированные. Максимилиан Волошин не зря сказал:
 
«А я стою один меж них 

в ревущем пламени и дыме 

и всеми силами своими 

молюсьза тех, и за других».


Мстить за гибель близких не хочу, да и кому-мстить-то? Своему народу? У убийц же просто с головой не в порядке, ОНИ БЕСНОВАТЫЕ. Да, терять любимых людей больно. Но так уж случилось. Я думаю, стоит рассказывать об этой братоубийственной войне, чтобы подобное никогда не повторилось. Это главная задача нашего музея!
Я вышел из музея с пониманием того, что историю берегут от бесноватых именно такие люди, как Валентина Ивановна.

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях