но празднуем День учителя и в который раз вспоминаем о людях, входящих в нашу жизнь именно в этот статусе. Какие же они разные, эти люди. И пути, которые привели их к детям, тоже разные. Наш корреспондент Валерия Острова предлагает познакомиться с учителем физической культуры гимназии №13 Андреем Михайловичем Соловьёвым. В интервью они говорили с ним о жизни, доверии, любви, искренности, мечте и материальных ценностях. Важное вошло в материал. А вот и он:
Наш любимый учитель физкультуры Андрей Михайлович Соловьёв – интереснейший человек. Обладает необъяснимым магнетизмом. Завораживает своими рассказами. Имеет совершенно непредсказуемое суждение обо всём на свете. «Михалыч» – именно так называют его ученики. По-простому, как друга или соседа с пятого этажа. И это не отсутствие уважения к педагогу, а одна из характеризующих его черт. Он всегда поможет советом, подбодрит в трудную минуту и выслушает. А каким должен быть учитель? Почему такой глубокий человек учит нас правильно приседать? Отодвинем на некоторое время мои вопросы , ведь они лишь фон, и немножечко послушаем самого героя.
Большой человек с вечно улыбающимися глазами провожает нас в маленькую, узкую комнатёнку, называемую «тренерской», впускает нас в свой мир.
Раскладывающееся кресло, чайник, маленький холодильник и шепчущий политическими разборками телевизор создают некоторый уют.
– Ну давай, задавай свои вопросы, – с ухмылкой говорит он мне, – Знаешь, так странно… Ты спрашиваешь меня, а я даже не знаю, что ответить. Я волнуюсь, а это хороший знак. Иногда я думаю, что будет со мной, если я перестану волноваться? – Грош цена мне будет. Лучше расскажу о себе, ведь тебя интересует «почему?»
Я рос как нормальный советский ребёнок. Играли с пацанами в Ревде в футбол и хоккей после уроков, гуляли, веселились, общались. Уже в детстве мне больше всего нравилось общаться с людьми. Это было моим хобби, именно оно и подтолкнуло меня к учительской деятельности.
Что такое «учитель»? –
Я даю этому слову два определения: «ведущий» и «идущий рядом». Оба эти понятия мне нравились уже в детстве. Педагог ведёт своих учеников, как собака-поводырь ведёт слепого в его темноте, полностью понимая, что от неё зависит жизнь этого человека. А идущий рядом – это тот, кто может помочь в любую минуту, поддержать и выслушать, когда об этом спросят. И именно поэтому, когда в 6-7-м классе я задался вопросом «кем я хочу быть?», то было два варианта: либо шофёром (потому что тогда все наши пацаны хотели стать шофёрами), либо учителем.
Когда на выпускном сочинении нам озвучили тему «Кем я буду через десять лет», написал: «Я буду учителем физкультуры, у меня будет семья и двое детей». Перед глазами стоял отец, который работал на медеплавильном заводе и всю жизнь страдал от различных заболеваний. Я хотел быть здоровым человеком.
Я понимал, что, став учителем, я смогу быть нужным кому-то в трудную минуту. Когда ты идёшь по коридору, а кто-то стоит у подоконника и слёзы на глазах. Вот в этот момент кто-то очень нужен. Именно так я себе представляю учительство.
Я не люблю слово «воспитывать». Это означает оказывать влияние, навязывать человеку, что и как нужно делать. А ты попробуй воспринимать человека как личность и оставаться рядом с ним такой-же личностью, только более опытной. И передавать ему этот самый опыт через советы.
А почему физкультуры? Тетради проверять не надо. (смеётся)
Глядя на ребят, которые пойдут за вами, я думаю о том, что душа должна быть где-то рядышком, а души сейчас отлетают, и остаётся только мнимая видимость технологий. У нас слишком информационный век. Ни капли не осуждаю, но я за ним не пошёл и на йоту. Я не пишу даже СМС, ведь намного лучше и честнее договориться о встрече. Я живу страстями человеческими. Я могу говорить, когда глаза в глаза, потому что так сложнее всего обмануть. А чего нам стоит наврать по телефону или смс? Верно – ничего.
Бывает такое, когда ты уже много работал, у тебя есть определённый авторитет, но на самом деле ты стоишь на месте. А окружающие люди это понимают раньше тебя и потихонечку отходят. Наверное, потому что по сути своей я – наивный человек. Я не хочу быть взрослым. Взрослые живут по каким-то своим заморочкам, слегка грязноватым.
Я выбирал техникум по принципу: подходишь к объявлению, – «Какая там профессия, где нужно поменьше учиться?», – туда и пошёл. (смеётся)
Учитель – это не профессия, не призвание. Разве можно назвать то, что я делаю, «работой»? Я просто общаюсь с людьми, – это часть жизни моей.
Учитель – это человек, которого любят. Естественно, эта любовь взаимна, и при этом никаких претензий. Меня многие не понимают в этом плане, ведь дети ещё не осознают, что такое любовь без права обладания, любовь без постановки каких-то условий. Но ведь настоящая любовь – это когда условия не ставятся. Когда ты любишь, то и гово
рить ничего не надо, ты просто это чувствуешь.
Для меня школа – это то место, где я чувствую. Дети – это мой воздух. Маленький ребёнок, которого я не знаю, может просто подбежать и обнять тебя. Почему? – Он что-то чувствует. Такое тепло от них, такая энергетика…
В школе я преподаю уже 32 года. Но нельзя называть это практикой. Я просто живу. За это время произошло много ужасного.
Страшнее всего осознавать, когда ты не успеваешь помочь человеку вовремя. Когда ты видишь, что девочка падает вниз с 16-го этажа, и ты не можешь вернуть её. Когда ты ныряешь в ледяную воду за тонущим ребёнком. Когда парень на уроке химии выходит на подоконник, а ты достаёшь его оттуда, протягивая руку из соседнего окна, понимая, что каждая секунда на счету. Когда ты думаешь, что ещё один шаг и он просто улетит вниз. Меня это шокировало, что человек в 16 лет может залезть на крышу и просто шагнуть в бездну. Но не будем о грустном. В нашем мире происходит и много чудесных вещей.
Я более чем убеждён, что в школу прежде всего приходят не за оценками, а для того, чтобы любить, дружить, впечатляться, общаться... а только потом получать оценки. Уходя из школы, что ты вспомнишь? Людей, друзей, учителей. Место было хорошим, мне там нравилось. Это такое чувство, когда ты смотришь (показывает рукой на стул, где стоят плюшевые игрушки, на рамки с фотографиями, развешанными по стенам), и понимаешь от кого это… Дашка…Лена…Яна, Маша, Таня…(улыбается). И никаких предубеждений! Сколько раз пытались опорочить мою духовную близость с учениками, но я точно знаю и понимаю, что такое любить детей, любить жизнь, любить людей.
Знаешь, когда-то я прочитал в книжке («Трансферинг реальности» Вадима Зеленда), что мечта – это нечто нереальное и несбыточное. А если мечта осуществилась, то это уже факт состоявшийся. И если меня спросят про мечту, то я скорее всего скажу, что это не мечта, а просто желание. Я вам расскажу странную историю. Меня однажды спросили на уроке математики: «Андрей, а твоя мечта какая?». Тогда были времена тотального дефицита, советское время. На вопрос я ответил так: «Знаете, я хотел бы, чтобы на улице всегда было +25, и чтобы все люди ходили голые». Кто-то из класса засмеялся, а учитель у меня спросила: «Можешь пояснить – почему?» – Моя идея заключалась в том, чтобы люди не надевали на себя джинсы, нейлоновые куртки (что было тогда большой редкостью), а были «голы» настолько, чтобы мы могли видеть человека. А тепло – ну чтобы просто было тепло в отношениях. Голая душа, не скрытая за одеждой, искренность и честность во всём мире – вот моя мечта.
Я желаю вам любви, потому что миром правит любовь. По крайней мере моим миром точно. А что касается денег – для меня они на шестом-седьмом месте. Их должно быть ровно столько, чтобы хватило на сегодня, а остальное приложится.
Попрощавшись, я уходила из этой маленькой комнатки с полным осознанием того, каким на самом деле должен быть учитель: понимающим, заинтересованным, самоотверженным и… любящим! Ребята отзываются об Андрее Михайловиче так: «Хороший мужик. И о бытовом поговорить можно, и о жизни порассуждать. Он вызывает безмерное уважение хотя бы тем, что умеет ценить то, что имеет. Не ставит заоблачных целей и живёт настоящим». На примере этого «простого» учителя можно понять, что человек глубокий, цельный, неравнодушный всегда найдёт свой путь. И он наверняка приведёт его к истинному человеческому счастью.