С чем у вас в первую очередь ассоциируется музей? Со стариной, бесконечными коридорами залов, злыми и скучными экскурсоводами? Мне вот на ум приходят совершенно другие вещи: душевные разговоры, чаепития, бесконечная любовь к родному краю. «И где же находится музей, где всё это есть?» — спросите вы. Прямо здесь: в лицее №12. И одна из хранительниц этого места — замечательная женщина — Татьяна Николаевна Ловыгина.
Маленькое кирпичное здание, стоящее как-то отдельно от всех помещений школы. Металлическая дверь со звонком. Нажимаю на него и вспоминаю, как пришла сюда в первый раз пять лет назад по просьбе первой учительницы. Всё-таки, минуло с тех пор целых пять лет. Захожу, и почти у входа меня встречает невысокая пожилая женщина. Здравствуйте, Татьяна Николаевна.
В школу Татьяна Николаевна пошла с шести лет: «День рождения был 30 октября, двух месяцев до семи мне не хватало, а я сказала, что хочу учиться, — вот и взяли». И с первого класса она хотела стать учителем. Мечта сбылась: она, как сама рассказывает, разве что только в детской колонии не работала. Было всё: и элитная, и сельская, и коррекционная (речевая школа-интернат) школы, и техпрофобразование, и центральная детская библиотека, и городской комсомольский отряд «Алый парус», и Артек. Именно Республике Детства она обязана своим первым педагогическим образованием: очень вовремя Костромской педагогический институт им. Н.А.Некрасова предложил лучшим вожатым возможность учиться. Даже вступительные экзамены прямо в Артеке приняли. По итогу, из пятидесяти артековских вожатых в институт поступили 44 человека. Среди них и была сдавшая экзамены на четвёрки Татьяна Николаевна. «Какие друзья, какие связи», — вспоминает она свою институтскую учёбу.
Отношения с детьми, которым она преподавала, складывались прекрасно. Желающих пойти с ней в поход всегда было больше, чем тех, кто просится в театр: «Когда я только начинала работать в школе №12, мы с девятиклассниками собрались в поход на Хрустальную. Там были землянки, у которых надо было перекрыть крышу, чтобы позднее на это же место привести и пятиклассников. Просилось 70 человек, но в итоге пошло всего 45. И вот, воет метель, а мы идём с досками и топорами. Зато какое удовольствие! У ребят более значимых воспоминаний, чем этот поход в жизни не было. Они просто радовались, что хоть у костра посидеть смогли».
«Татьяна Николаевна, ну будьте руководителем музея», — предложила ей директор нашей школы. Она согласилась. Свою работу называет призванием, тем, к чему шла всю свою жизнь. Вспомнить только, как мы с ней работали над моей первой передвижной выставкой. Я приходила в музей в десять утра, в два уходила на уроки, а после возвращалась ещё на часик, чтобы закончить начатое. И всё это время она ждала меня, наставляла, помогала расставлять экспонаты, заполнять документы.
Музей с первого класса учит ребят любить родину. Татьяна Николаевна своей работой соединяет два поколения: ветеранов, которым нужно кому-нибудь выговориться, и детей, которым нужно выслушать людей с богатым жизненным опытом выслушать. Первоклашки называют музей своей штаб-квартирой: слишком часто они приходят сюда, чтобы познакомиться с историей родной страны или порадовать других посетителей песнями, танцами, стихами. Не из-за обязаловки, а просто от души.
Наш музей связан с 17 ветеранскими обществами. Среди них — областной клуб «Фронтовые радисты», общественные организации «Сражение за память» и «Дети войны». К нам идут, потому что сразу видна живая работа — общение с людьми, пережившими такие страшные исторические потрясения. «Где вы видели, — хвастает Татьяна Николаевна, — чтобы перед концертом, посвященным 9 мая, по школе ходило 40 ветеранов? Причём ладно бы что-то особенное происходило: мы всего-то каждый год организовываем живой коридор. Все ученики школы выстраиваются, хлопают, улыбаются, поздравляют. Но зато ветеранам как приятно, поэтому они даже в 94 года приходят».
Здесь царит какая-то особенная атмосфера. В музее и скорбь, и радость общая. Сегодня Татьяна Николаевна может плакать, рассказывая о жизненном пути её знакомой, посещавшей когда-то наш музей, читать её стихи, а завтра — танцевать под весёлую музыку, пить чай с сахаром и закусывать всё это пирожками. Жизнь музея, как и наша: всё идёт и идёт вперёд.
«Месяц я после операции была на больничном. Поняла: не хочу увольняться! Буду любую работу делать, лишь бы без дела не сидеть», — делится со мной Татьяна Николаевна. Именно это её трудолюбие, рвение, стремление впечатляет других людей. Вот один из отзывов слушателя областного семинара отдела туризма и краеведения: «В каменном городе вы, Татьяна Николаевна, и ваш музей — это огонёк, от которого пламенем воспоминания согреваются души».
Татьяне Николаевне уже 68, музею в этом году исполнится 25. А за ним — целое поколение патриотов, знающих и любящих историю своей страны. Татьяна Николаевна шутит про музейную традицию: пришёл сюда однажды — не уйдёшь никогда. Вот и я сейчас ухожу, чтобы потом ещё не раз вернуться.