В начале марта в нашем челябинском лицее № 11 прошли ежегодные Дни социального проектирования. Суть мероприятия заключается в том, что сначала учитель, руководитель группы, объявляет примерную тему будущего проекта, затем набирает себе команду учеников (через онлайн-регистрацию). Группа придумывает проект и представляет его на сцене. Далее — осуществление задумки в реальной жизни.
Создание проектов. День первый
Узнав о проектных днях, я сразу записался в группу к своему классному руководителю, все-таки знакомые лица. Сначала мы думали над названием и темой. Решили, что хотим проводить благотворительные акции в защиту животных, находящихся в приютах. Ведь они нуждаются в нашей помощи! Спорили, что выберем: создать волонтерские группы или организовать сбор денег в пользу бездомных животных. Решили остановиться на финансовой помощи. Название получилось неплохое — «Братья наши меньшие».
Потом разделились на две группы: режиссеры, которые продумывают сценарий выступления, и художники (они делают паспорт проекта на ватмане).
Все трудились. Но к концу дня учительница, как и многие, стала уставать. Она поинтересовалась сценарием, и что-то ей показалось непонятным. Ученица начала ей объяснять: «По логике…». Мария Сергеевна вскрикнула: «По какой логике?! Зачем эта логика! Мне нужно все конкретно!».
На такой, не очень доброй ноте, закончился наш первый день. Но в итоге, мы выполнили довольно большой объем работы. Написали сценарий, девочки нарисовали визитную карточку. Конечно, абсолютно все задачи коллектив не решил, но часть была сделана. Я считаю, что мы поработали на славу!
День второй
Еще с утра у Марии Сергеевны испортилось настроение. Все из-за того, что часть группы ушла поесть в пиццерию во время создания проектов. Почему? Наверное, потому, что группа наша была большой: 20 человек, и многим стало нечего делать. В то же время другая половина школьников взяла все в свои руки, и проект «выжил». Во второй день мы репетировали, доучивали слова и устраняли недочеты. И вот настал момент показать сделанное. Группа уходит за кулисы, берет микрофоны. В зале тишина. Включается видео, началось выступление. Стоп. Звука у видео нет, а там была такая лиричная музыка! Говорим так.
Минусов нашего выступления было два: не включилось звуковое сопровождение к видео, и по-моему, актуальность проекта «хромала». Стоит пояснить, что в 11 лицее раз в полгода проводятся благотворительные ярмарки в помощь больным детям и животным в приютах. Получается, что цель нашего проекта — просто участить сбор денег нуждающимся. То есть, ничего нового мы не предлагаем. Ну ладно, есть в нашем проекте и плюсы. Это, безусловно, — слаженная командная работа, содержательность выступления (видео, песня, стихи) и, конечно же, умение не сдаваться!
Другие проекты
Кроме нашего, на сцене представляли много интересных проектов. Расскажу о нескольких из них:
«Исторические бои». Результаты опроса показали, что ученики 5–8 классов в большинстве своем не знают базовых данных по истории. На вопросы «Назовите первого русского царя», «Назовите одно из древних чудес света, кроме египетских пирамид» школьники в большинстве отвечают неправильно (34:6, 25:15). Когда попросили озвучить дату Октябрьской Революции, был даже такой ответ: «В 1812 году». Ребята, работавшие над проектом, предлагают создать в школе исторический кружок, проводить квесты, реконструкции.
«Лицейский бренд». Ученики решили разработать продукцию с логотипом лицея — перышком: футболки, рубашки, кружки, пакеты…. «Наш Лицей — особое место, где особые люди строят новый мир. Для этого мы создаем и изобретаем разные предметы и многое другое. Наш лицей — наша жизнь, наша фантазия!» — именно так убеждали зрителей участники группы. Непонятно, правда, что конкретно в этом направлении будут делать дети?
«Нет — сквернословию». В наше время частенько можно услышать нецензурную брань. 11 лицей не исключение. Участники группы хотят уменьшить употребление мата в стенах школы. Правда, пока не определились со способами…
«Выбор — за тобой!». При поступлении в 8 класс, перед тобой открывается четыре пути-предфакультета: физико-математический, химико-биологический, лингвистический и экономический. Каждый из них уникален по-своему. Но как же определить, какое направление тебе больше понадобится в будущем? Используй «интеллект- карту», итоговый продукт этой команды, в схематичном виде на ней изображены особенности каждого факультета. Ребята предлагают заниматься информированием семиклассников, выбирающих профиль.
Напоследок, хочу дать один совет тем, кто будет участвовать в будущих днях проектирования: выбирайте группу не по коллективу, а по теме проекта. Разрабатывайте то, что вам, действительно, кажется актуальным.