Есть такая традиция в нашем лицее — проводить поэтические вечера. Раз в месяц любители почитать стихи, свои и великих поэтов, спеть под гитару или просто посидеть в хорошей компании собираются в литературной гостиной. Гостем январского вечера стал Роман Япишин. Похож ли он на классического поэта или разрушил стереотипы?
Роман Япишин — челябинский стихотворец, руководитель секции поэзии Литературного общества Челябинского тракторного завода. На его странице в Сети около ста стихотворений, многие из них связаны с водой. Одно из них «Бредоиндустрия. Водопроводная вода» он прочитал на поэтическом вечере:
— Где плачет в трубах заключенная вода
Мне жить всерьез.
Не жить? Вопрос.
— И запах извести стирают лишь года
А если жить?
Должна быть нить?
Паблик, который ведет Роман ВКонтакте, так и называется «Приспешник водопроводной воды». Откуда пошло такое название, поэт толком не ответил, но, читая его стихотворения, заметно, что в них есть много образов, связанных с водой.
В начале вечера каждый рассказывал, каким он представляет поэта. Были разные мнения: похож на кудрявого Пушкина; человек, любящий природу; интроверт; как Бараш из «Смешариков». Попробуем выяснить, подходит Роман под это описание, или он разрушил стереотипы.
— Как вы учились? Чем вам нравилось ходить в школу?
— Я учился хорошо. Нравилось, что друзей было много.
— Когда вы начали писать стихи? Что вас побудило к этому?
— Стихи я писать начал в школе, лет в четырнадцать. Нам задали на уроке, почему-то истории, задание — придумать стихотворение, проводили конкурс. И мы все стали писать после этого. Стихи были ужасные, лет, наверное, до 19. Что-то более-менее вменяемое начал писать уже после школы, курсе на втором-третьем.
— Есть писатели, которые выделяют определенное время в день для написания стихотворений. Существует ли у вас план или все происходит спонтанно?
— Раньше у меня был такой план: я каждый вечер систематически садился и что-то писал. Сейчас такого нет, мне просто иногда все надоедает, и я перестаю писать. А потом это проходит, и я снова начинаю творить. В основном, это спонтанно, не знаю, от чего зависит.
— Как известно, поэтическое творчество не приносит больших доходов. Где вы берете средства для существования?
— Вот это хороший вопрос. Даже скорее, поэтическое творчество забирает деньги. До четырнадцатого года я занимался мебелью, а сейчас она стала таким же хобби, как и поэзия, потому что тоже перестала приносить доходы. Теперь я зарабатываю тем, что пою.
— В школьные годы какая у вас оценка была по литературе? Нравился ли вам этот предмет?
— Оценка у меня была, по-моему, четыре. В одиннадцатом классе я уже активно писал стихи, и мне нравился этот предмет. В десятом — была жесткая учительница литературы. Мы все от нее вешались, и никому она не нравилась. Сейчас я понимаю, что она что-то пыталась нам вдолбить, а в итоге после десятого все родители сказали: «Она нам не нужна, поменяйте ее!». В одиннадцатом классе все сидели и болтали на уроке. Мне нравилось, я слушал, что-то для себя воспринимал, но лучше бы нам пожестче преподавали.
На поэтическом вечере Роман активно общался со всеми, делился историями. Насте он показал аккорды ее любимой песни. Поэт активно играл на гитаре и пел, что неудивительно, ведь он участник кавер-группы «Премьера».
Как, по-вашему, челябинский стихотворец разрушил стереотипы?