Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Время работает на нас

Челябинск — индустриальный город. Здесь работают около 60 крупных заводов и фабрик. Но вот уже пятый год челябинцы борются за отмену строительства еще одного промышленного гиганта — Томинского горно-обогатительного комбината. На нем планируется добывать и обогащать медь

Русская медная компания запланировала построить ГОК в 26 километрах от центра Челябинска и в 8 километрах от Шершневского водохранилища, главного питьевого источника города-миллионника. Опасность загрязнения воздуха и воды подвигла к созданию движения «Стоп ГОК». Чтобы больше узнать о нем, мы договорились о разговоре с двумя активистами.

 

Первой пришла на встречу Мария Берсенева, молодая девушка, одетая в бежевое, светлая и спокойная. О себе она рассказала не так много — уже два с половиной года Мария участвует в движении: обрабатывает опросы, составляет статистику (по образованию она социолог), стоит в пикетах, дважды была редактором газеты «Стоп ГОК».

«Кто может изменить ситуацию?» — спросили мы у Марии.

 

— Я считаю, что мы, обычные жители города, можем остановить строительство. Просто выйдя на митинг. Какие у нас были максимальные цифры? 6–8 тысяч. (Прим. автора: В Челябинске проживают почти 1,2 миллиона человек.) Большинство против ГОКа, и если бы все те, кто не согласен (по результатам опросов около 73 % горожан), вышли, то вполне возможно, что строительство бы заморозили.

 

— Почему, если много людей против, на митинги выходит такое небольшое количество?

— Во-первых, агитацию мы можем проводить лишь за за 10 дней до митинга. Раньше — нельзя. Это приводит к тому, что многие жители даже не знают, что митинг состоится. И, во-вторых, самая главная причина — люди перестали верить в то, что строительство уже можно остановить.

В это время в кафе вошел мужчина лет сорока, в очках, и подошел к нам.

— Извините за опоздание. Судебное заседание затянулось, — с улыбкой обратился к нам активист движения, челябинский юрист Василий Московец.

— Василий Викторович, как и когда началось движение «Стоп ГОК»?

— Днем Рождения движения принято считать 7 декабря 2013 года. Но отголоски появились еще раньше, в 2012-ом, когда жительница поселка Витаминный Вера Борисовна Веселовская вышла утром на огород, а у нее там люди ходят в высоких резиновых сапогах, чуть ли не бурят уже. И на вопрос встревоженной женщины, что они делают, отвечают: «Ищем медь». Вера Борисовна написала жалобу на имя президента. Так все и началось.

 

— Что-нибудь меняется с течением времени благодаря движению?

— Конечно. По планам Русской медной компании в 2016 году ГОК должен был быть построен. Вы видите, что этого не произошло, хотя и вырублено 244 га леса при подготовке строительной площадки. Еще одно изменение — уволилась министр экологии Челябинской области Ирина Гладкова. Самое главное, к движению стали прислушиваться. Мы задаем тон, первыми подали документы на экологическую экспертизу.

 

— Вам помогают СМИ?

— Сначала о нас писали в газетах, в 2013 году началось все с материала Айвара Валеева «Нас выбрал ГОК» в «Челябинском рабочем». С середины 2015 года челябинские редакции для нас наглухо закрылись. Но после звонка президента все снова изменилось. (Прим. автора: Осенью 2017 года Василию Московцу позвонил Владимир Путин и в разговоре пообещал: без экологической экспертизы строительство не будет реализовано.) На следующий день не было отбоя от всех местных теле- и радиоканалов. Информационная блокада закончилась.

 

— Были случаи давления лично на вас?

— Один раз пытались подкупить. У меня есть сад рядом с местом, где хотят построить ГОК. Подъехал как-то раз парень: «Зачем тебе этот сад? Если откажешься участвовать в движении — в любом месте тебе участок выделим! Где хочешь?» Мой ответ был краток: «В Карабаше» (Прим. автора: Карабаш — самый неблагополучный в экологическом плане город области). И я сразу же написал жалобу. Такие попытки подкупа больше не повторялись. Никогда не надо давать себя запугать. Угрожают — предавайте огласке. Это работает.

 

— Каков он, активист движения?

— Если говорить о собирательном образе нашего активиста, то это, в первую очередь, женщины 30–55 лет с высшим образованием. Наверное, это объясняется тем, что они озабочены будущим своих детей. Мужчины, конечно, тоже есть, но женщин больше.

 

— Что помогает вам не опускать руки и верить, что ГОК все же не построят?

— ГОК невозможен. Я это знаю, и даже не рассуждаю: будет — не будет. Почему люди так быстро смиряются? В 1941 году фашисты были на окраине Москвы, Ленинград находился в кольце блокады. Почему не говорили: «Все равно захватят». Почему сражались? И тогда, и сейчас каждый рубеж решающий. Время работает на нас.

 

— Какое место в Челябинске у вас любимое?

— Любимое место, кроме моего дома, это наш уникальный городской бор. Можно даже сказать, что в связи с ним, с его защитой, было заложено начало нашего движения. В 2010 году челябинский губернатор Михаил Юревич подписал проект строительства дороги через городской бор. И я познакомился на судах против этого строительства со многими сегодняшними моими соратниками. Мы проиграли суды, но дорогу через лес все-таки не провели. А мы получили опыт борьбы с неправильными решениями властей. И увидели: многое можно решить сообща.

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях