Ребёнок, подросток или даже взрослый, рано или поздно сталкиваются с необходимостью выступать перед другими людьми. И «взаимоотношения со сценой» у большинства складываются далеко не всегда удачно. У данной проблемы есть название – глоссофобия. Это научный термин, который используется в психологии для обозначения одного из самых распространенных видов страха — страха публичных выступлений.
Тех, кто проходят этот этап жизни довольно хорошо, меньшинство. Гораздо больше людей, которые панически боятся сцены и даже простых выступлений перед какой-либо аудиторией. Несколько таких личностей я знаю в лицо, больше скажу: я сама из таких. Как минимум такой была раньше.
С детства я не особо любила внимание. Поэтому даже в садике на обычном утреннике для меня было огромным стрессом выступать перед родителями. Страх приводил истерикам и заиканиям. И всё это виделось мне настоящим позором.
Потом началась школа, новое испытание для любого человека. Мало того, что приходилось в классе представлять различные проекты и доклады, так ещё были ответы у доски на уроке.
«Пять минут позора и всё, ты свободна» – именно так говорила мне одноклассница, которая вовсе не боялась выступать на сцене или что-то представлять людям. Конечно, избегать подобных выступлений у меня не получалось. Боишься или нет, тебе приходится выступать перед одноклассниками. Когда я выходила к доске с очередным докладом, испуг пронизывал меня с ног до головы. Даже, вспоминая слова моей одноклассницы, отлично понимая, что она права, я ничего не могла с собой поделать. Сокращая своё выступление быстрым и невнятным чтением, я стремилась как можно быстрее его завершить, поэтому длилось оно всего около минуты. Учителя, конечно, снижали мне за это оценку. Но на тот момент мне это было неважно, лишь бы как можно дольше не появляться у этой доски.
После учебного года наступало лето. Дети собирали чемоданы и отправлялись в летний загородный лагерь. Моя сестра, которая ехала туда в третий раз, уговорила меня присоединиться к ней. Тогда я считала себя слишком доверчивой, поэтому, дав согласие, решила кое-что проверить и заглянуть в интернет. «Летний лагерь – это простое решение, которое поможет провести ребенку лето весело и с пользой» – именно это утверждала реклама. После первого же дня лагерной смены мне уже хотелось подать в суд на этих врунов, ведь всё оказалось не так уж и весело.
Буквально с первого дня лагерь стал терроризировать меня множественными концертами и конкурсами. Другие дети в моём окружении были этому рады, готовы веселиться и участвовать чуть ли не в каждом мероприятии, а я – нет. В конце концов, после всех моих «нет-нет» меня всё-таки заставили выступить в одном концерте. Это был пятый день в лагере. Моей задачей было в середине выступления нашего отряда выйти на сцену и проговорить несколько слов в микрофон. Не знаю, о чём я тогда думала, но всё-таки вышла и со всевозможными запинками произнесла всего два предложения.
Многие люди стали смеяться. «Позор! Вот что такое настоящий стыд!» – думала я, считая, что они смеются надо мной. Стало жутко обидно, и я начала бесконечное множество раз звонить своим родителям, чтобы они поскорее забрали меня из этого злосчастного лагеря. Но они мне отказали, сказав, что приедут только в выходные – проверить обстановку. Если всё будет по-прежнему плохо, то они непременно увезут меня домой. Это обещание меня немного успокоило. Но расстраивало другое: пока-то был лишь вторник.
В среду у меня не было желания даже просто выходить из комнаты. Но моя сестра, совсем не переживая, продолжала и дальше участвовать в жизни лагеря. Наступил вечер среды. У нас по расписанию опять был концерт, на сей раз, посвящённый спорту. Мальчик, который был последним, кто согласился на этот позор, совсем не вовремя свалился с лестницы и повредил ногу, вследствие чего не смог участвовать. Вожатые начали косо смотреть на меня. Но в моей голове звучало только: «Нет, нет, нет. Только не это». И всё же меня заставили выйти на сцену. Мои «соотрядники» и вожатые давали множество советов: представь, что зрителей нет, смотри только на пол, никогда не смотри в глаза, и множество других способов, которые я и раньше уже пробовала. Потом прямо перед выходом на сцену ко мне подошла вожатая и сказала: «Чтобы всё получилось, ты просто представь, что всё у тебя получится, что всё пройдёт хорошо».
Для меня это казалось нереальным, но я представила, как выхожу на сцену и у меня всё получается. В моей голове это было безумно красиво. И знаете, что я сделала? Я выступила. Да, моя роль была мала, но всё-таки для человека, который боится сцены, это было просто нереальное достижение. Неужели я так легко смогла побороть свой страх? – Да, всего лишь наполовину. Я вышла на сцену, причём не упала, не споткнулась, не пихнула кого-либо.
Множество моих «позоров» были в миг перечёркнуты всего лишь одним этим выступлением. После того случая регулярные концерты продолжались и моё появления в них – тоже. Всей душой полюбив этот лагерь, я каждый год на протяжении вот уже семи лет езжу туда.
Многих моих сверстников гложет эта проблема. Многие справились с ней по-своему. Но я, проверив совет вожатой на собственном опыте, могу с уверенностью сказать, что самый лучший способ побороть страх публичных выступлений – это создать в мыслях ситуацию успеха, а потом реализовать её в жизни.