Когда вы последний раз были в библиотеке? Нет, не в школьной, в нормальной большой библиотеке с кучей столов, ламп и книг? Вероятнее всего, что давно или вообще никогда. Действительно, что там делать: книги можно читать через интернет или купить. Сейчас с этим нет проблем. На сайте одного из популярных интернет-магазинов более 19 тысяч наименований в пределах 150 рублей, и это не только раскраски или детские книжки, больше половины товаров – это серьезная взрослая литература: Мопассан, Тургенев, Булгаков и еще десятки авторов.
Все это здорово, но есть одно «но». Ни на одном сайте никакого (даже самого большого магазина) вы не найдете книг из библиотеки Екатерины II или Александра I. Вы спросите: «Зачем нам их искать?» Ну хотя бы для того, чтобы сравнить качество бумаги в царской библиотеке с книгами пост революционного времени, например, с первыми изданиями работ Маяковского. Что? Ах да, вам и Маяковского недостать и оригиналы не посмотреть… Что ж диагноз предельно ясен. Вам срочно нужно в отдел редких книг зональной библиотеки УрФУ!
Прямо сейчас там проходит выставка «Революция и искусство книги». Мы попали туда совершенно случайно и, честно признаемся, первые пять минут искали пути к отступлению. «Экскурсия по библиотеке. Вы серьезно?! Что я там буду делать? Слушать рассказы о том, что есть подозрения, будто Пушкин –это Дюма? А Петр первый умер во время заграничных «походов» и вместо него страной потом правил иностранный агент, который перевернул Русь с ног наголову?» – думали мы. Утешало только одно – экскурсию вел наш преподаватель по искусству. Он умный и веселый, поэтому, скорее всего, мы не уснем.
Для начала немного об отделе редких книг. Кто-нибудь представляет себе Екатеринбург в 20е годы ХХ века? Не совсем деревня. И церковь не одна. Но такое, не очень активное место. Уже 25 лет как работает библиотека Белинского. Она больше предназначалась для общественных нужд. Газеты и художественная литература. Научных книг там практически не было. А вот университет был. Он только открылся и сразу встал вопрос: «Где взять книги???» Начинается активное прочесывание Урала в поисках научных изданий. Сначала в библиотеку попадают книги Демидовых, самых влиятельных уральских предпринимателей времен Петра I, потом еще других известных людей города. А в марте 1921 года в город приходят эшелоны с книгами из Царскосельского лицея. У уральского университета был выбор: либо собрание книг о Пушкине, либо остальная часть библиотеки? Дележка проходила с академией наук. Они очень хотели Пушкиниану, которую собирало несколько поколений лицеистов. Где академия науки и где провинциальный университет? Книги «нашего всего» – ушли старшему товарищу. Это не повод для скорби, потому что остальная часть библиотеки Царскосельского лицея до 1811 года принадлежала Александру I. Он передал книги, по которым когда-то учился, лицеистам и в довесок отдал им одну из комнатных библиотек бабки – Екатерины II. Сейчас в нашем университете хранится около 150 книг из библиотеки императрицы!
Теперь понятно, почему отдел редких книг всегда проводит выставки, связанные с Царским селом и лицеистами. Что случилось на этот раз? Почему везде разложены «Маяковские и Луначарские»?
– Мы долго думали над вставкой. – рассказывает хранитель библиотеки Андрей Михайлович Воробьев. – Чем удивить? Все время: Пушкин, Дидро, Книги императорской семьи. Люди начинают думать, что у нас больше ничего нет. А у нас огромный архив. И мы решили, что ради юбилея можно достать кое-что из глубин библиотеки. Мы решили ее интерпретировать по-особенному. Экспонаты поделены на несколько секций в зависимости от кружков и объединений, к которым принадлежат авторы. Мы рассказываем, как развивалось искусство книгоиздания в первые годы после прихода к власти Советов. Что запрещалось, что разрешалось, направления и тенденции тогдашней печати.
Все книги на выставке были изданы в первые десять постреволюционных лет с 1917 по 1927. Здесь много коллекционных изданий. Не просто старых книг, а действительно тех, которые выпускались тиражом не больше тысячи экземпляров, на дорогой бумаге, с иллюстрациями известных художников начала ХХ века и огромными полями, так что текст был в самом центре.
– Вот еще один интересный экземпляр. – экскурсовод подводит нас к стеклянному стеллажу и указывает на красивую картину с цифрами внизу. – Книга, вернее календарь, «Русской революции». То, что по сей день вызывает массу вопросов у исследователей.
Календарь памятных дат революционного движения вышел 1907 году. Каждый месяц сопровождается иллюстрациями, нарисованными известными художниками. Теми, кого автор смог найти в 1907 году: Добужинский, Билибин, Кустодиев, Лансере. Но календарь не увидел свет, так как в этот год правительство восстановило цензуру. Весь тираж был уничтожен прямо в типографии. Спустя 10 лет публицист В.Л. Бурцев издал книгу снова. То, что лежит на витрине в музее – точная копия первого издания. Это невозможно, но это правда. Как новому издателю удалось повторить всё в точности – до сих пор загадка. Нет официальных подтверждений того, что удалось сохранить календарь 1907года. Но других вариантов, как Бурцев смог в точности повторить верстку первого издания, тоже нет. Никто не хранит гранки для печати 10 лет! Особенно, если книгу закрыли из-за цензуры. Значит, он все-таки сохранил несколько копий. Хитрец!
А теперь самое время сравнить бумагу! Это важно, правда! Мы уже говорили об этом в начале. Это можно было воспринять как шутку, но…Вряд ли шуткой можно назвать сборник стихов В. Маяковского на папиросной бумаге. Папиросы - это, конечно, далеко от продвинутого ХХI века, где есть сигареты с фильтром. Тем не менее, представьте плохую газетную бумагу. Такая тонкая, серая, легко рвется, так вот – папиросная еще тоньше и хуже. Глядя на такую книгу можно подумать, что ее больше пяти веков, но ей нет и ста лет. Кстати, если у вас есть книги издательства «АСТ» серии «Эксклюзивная классика» или любая другая дешевая книжонка, то подождите лет 80, и она превратится в такую же тряпочку, как сборник Владимира Владимировича.
Выставка продлится до 31 марта, поэтому у вас ещё есть немного времени, чтобы «потрогать Маяковского» и убедиться в том, что наощупь он, прямо сказать, «не огонь», а вот свиток со священными писаниями на пергаменте или Карамзин и Дидро совсем другое дело! Как будто только из типографии. А если честно, кроме бумаги, в отделе редких книг есть на что посмотреть. Это не просто слова! Это правда. Где еще можно увидеть столько оригиналов и иллюстраций, нарисованных вручную?
Оставлю адресок: Тургенева 4, третий этаж… И не забудьте паспорт!