Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Что значит «правильно читать»?

Дана СеливерстоваГазета «То4ка ЗРения»28 марта 2018
839

«Не круто. И вообще, что в этих книгах такого интересного, что некоторые их взахлёб читают?» - это я слышу почти от каждого третьего моего знакомого. Разумеется, такой исход вполне логичен, исходя из того, что сейчас книги заменили различные интернет-источники.

Не возьмусь осуждать людей, что с некоторым негодованием смотрят на стопки книг, но всё же выделю отдельную категорию из них: «Не, ну а может не всё так скучно и занудно? Почитаю-ка я что-нибудь».

И, разумеется, выбор первой книги падает на немного неподходящую литературу. Так, например, мне слабо верится в то, что человек, особо не вникавший в романы с каким-либо глубоким смыслом, сразу же сядет за книгу «451 градус по Фаренгейту» и непременно всё поймёт. Честно признаться, я столкнулась с этой проблемой сама. Я редко отклоняюсь от школьной программы, и сторонняя литература кажется мне чем-то устрашающим. В полной мере осознаю, что не очень хорошо ориентируюсь в книгах, поэтому мне по своей нерасторопности часто приходится браться за сложные для моего понимания книги. Отсюда вытекает первое правило «правильного чтения»:

Выбирайте литературу в своей «весовой категории». Не бывает такого, что с «Колобка» люди сразу переходят, на, допустим, «Мёртвые души».

Немалую роль играет и жанр. Сколько бы Вы не пытались почитать книгу ненавистного Вами жанра, Вы всё равно вряд ли проникнетесь. Так, например, мужчинам наверняка не понравятся «сопливые драмы», которые так любят читать некоторые женщины. Мужчины - это что-то вроде: «Война, апокалипсис, битвы галактик».

Читайте книги только тех жанров, которые Вы любите!

Есть такие заядлые читатели, что в каждой фразе видят скрытый смысл, а есть такие, которые совсем не могут прочитать что-либо между строк.  Яркий пример первого типа читателей – преподаватель по литературе и русскому языку в нашем классе. Я  часто поражаюсь тому, насколько этот педагог трепетно относится к тексту, поэтому в какой-то степени  считаю себя немного невнимательной.

Допустим, дано Вам два предложения: «Серёже было грустно. За окном шёл дождь».

- Ну вот, - скажете Вы, - тут же всё элементарно: Серёжа просто грустит, а за окном плохая погода. Что же тут такого? А я, от имени  преподавателя литературы, отвечу Вам: «Да как же Вы не поймёте! Смотрите, как символично: Серёжа хмур – погода тоже! Вот она, связь! Главный герой чувствует себя так же, как и испорченная погода за окном. О, Вы видите, это же метафора?!»Понятно, что это шутка, но всё же. Из этой шутки плавно вытекает третье правило «правильного чтения»:

Пробуйте находить смысл между строк. «Вчитывайтесь» в каждую деталь, в любое описание: будь то природа или цвет волос соседки главного героя. Возможно, это будет передавать какое-то текущее настроение главы или иметь определённое значение в сюжете (внезапные флэшбэки скорее всего гарантированы).

Вернёмся к бедному Серёже, с которым грустит вся природа. Тут нам с Вами предстоит немного поразмышлять. Включаем воображение и свою безграничную фантазию. Итак, уважаемые знатоки, вопрос: «Почему Серёжа грустит?»

Вся изюминка в том, что причин может быть бесконечное множество, и это несомненно подогревает интерес к дальнейшему развитию сюжета. Вам же интересно, окажутся ли Ваши предположения правильными или же полностью ошибочными?

Анализируйте любой поступок героев. Подыскивайте определённые мотивы или причины. Выдвигайте предположения об эмоциональном состоянии героев. Это разнообразит Ваше чтение.

«Серёжа был в печали, так как в его жизни случился  коллапс». Для кого-то слово «коллапс» покажется незнакомым, поэтому не стоит стыдиться того, чтобы параллельно с книгой штудировать словарь. Особенно стоит выделить книги с кучей историзмов и диалектных слов, в которых очень легко запутаться и утерять весь смысл описанного.

Используйте словари и другие источники, чтобы узнать значения неизвестных Вам слов. В книгах на иностранных языках придерживайтесь немного другого правила: фиксируйте все неизвестные Вам слова в блокноте, а рядом прописывайте перевод.

«А какой коллапс, Вы узнаете в следующей книге…» (или не узнаете, если произведение окончательно закончено). Не спешите яростно выбрасывать книгу в мусорку. Открытый финал не всегда плохо. Автор таким образом даёт читателю отдельное пространство. И опять же этот пункт частично связан с четвёртым правилом.

Воображайте, фантазируйте – делайте всё, что Вашей душе угодно! Разрабатывайте альтернативные концовки, разветвления событий, а затем Вы вполне можете воспользоваться этим и написать собственную читательскую версию. Даже не придётся рыдать над распавшейся парочкой или над тем, что автор не рассказал о жизни горемыки-Серёжи во всех красках.

Пожалуй, оставим нашего бедного Серёжу в покое. Книги – это не только Ваш маленький мир, в который Вы погружаетесь каждый раз, открывая любимое произведение, но и отличное место для получения новых знаний.

Делайте выводы для себя. Выделяйте какие-нибудь особенно понравившиеся Вам реплики и грамотно используйте их в повседневном общении. Если Вы – начинающий писатель, то возьмите себе на вооружение сложные пунктуационные конструкции и выделите особые моменты в сюжете.

Ну а сейчас, самое главное: читайте всегда и везде. Не оправдывайте свою лень  банальной нехваткой времени. Даже в пятиминутной поездке до школы Вы можете в автобусе усесться где-нибудь у окошка и достав маленький томик любимой книги, погрузиться в чтение.Это же несложно, правда?

Помните, что книга - пища для ума и для души. Даже если Вы одиноки, книга будет Вашим лучшим другом и советчиком.

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях