Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Профессионалы научат

Юлия МеркГазета «Радуга»28 марта 2018
479 1

В рамках программы «Развитие детских СМИ и информационная деятельность детей и молодёжи Челябинской области на 2018 год» 17 февраля в г.Копейске прошёл зональный образовательный семинар. Посетить его смогли юнкоры из Челябинска, Копейска, Коркино и Еткульского района.

Молодые журналисты в этот день могли выбрать только один мастер-класс из четырёх, узнали много нового и тут же применили полученные знания на практике, а затем обсудили свою работу со спикерами.
Меня заинтересовала тема мастер-класса преподавателя факультета журналистики ЧелГУ Андрея Владимировича Сафонова «Технологии создания газетного (журнального) текста в работе над материалами для актуальных медиаплатформ».
- Стоит ли учиться работать в газете, если они постепенно вымирают? – начал Андрей Владимирович, но, не дождавшись от нас ответа, уверенно заявил, – Да, стоит!
Что значит «вымирание газет»? В действительности это означает исчезновение самих газет, а не газетного текста. Неважно, где он публикуется: на бумаге, в интернете или где-то ещё. Его структура, смысловое содержание и глубина никогда не пропадут. Но всё-таки, есть ли различия между интернетным и газетным текстом? Безусловно, но незначительные. Главная разница в особенности подачи.
- Например, хештеги (ключевое слово сообщения, тег (пометка), используемый в микроблогах и социальных сетях), которые популярны в интернете, совсем неуместны в газете – поясняет Андрей Владимирович.
Постепенно мастер-класс перешёл в беседу юнкоров и профессионала. Наша дискуссия началась с высказывания: «Журналист не должен лгать».
- Смотря, кем он нанят – заявил Никита Бирюков юнкор газеты «Переменка» г. Челябинск.
После небольших дебатов мы пришли к выводу, что настоящий журналист может быть нанят исключительно своей аудиторией. Она ждёт правды или твоего собственного мнения о случившемся.
Если журналист всегда говорит правду, то как называются люди, действующие в интересах заказчика? Вероятно, пиар-специалисты. 
- Однако, если пиар-специалист говорит, что компания хорошая, это не значит, что он лжёт, но всё-таки не в его интересах говорить что-то плохое о данной компании, – объясняет Андрей Владимирович. 
Время подходило к практике. Наша задача была такова: простояв около 15-ти минут на какой-либо точке города, зафиксировать всё, что мы увидим и почувствуем на бумаге, ответить на вопрос: «А что это было?» и разработать полученный репортаж для газеты, интернета и различных соцсетей (с учётом их особенностей), в том числе создать интернет-мем (способ пиара — информация в той или иной форме, как правило, остроумная и ироническая, спонтанно приобретающая популярность).
Перед тем, как приступить к заданию, мы ознакомились с основными правилами создания успешного репортажа.
– Репортаж – это не рассказ о чём-то, а демонстрация (отражение) действия. Сюжет, переданный словами, – начал Андрей Владимирович. – Важно помнить, что если придумать деталь, то получится фальшиво. Чем больше деталей мы сможем зафиксировать, тем лучше.
Обязательно нужно фиксировать цветовые детали. В репортаже преобладают глаголы и существительные. Чтобы сделать репортаж динамичным, нужно использовать короткие предложения. Так же важны детали, передающие эмоции людей (например, «дрожащая рука»), и речевые детали (диалоги, фразы, которые стоит передавать с точностью, для создания эффекта живости).
Задача репортёра перенести читателя в то время и место, где находится он сам, т.е. создать эффект присутствия. 
Выполнив практическое задание, мы начали обсуждать нашу работу. Андрей Владимирович показывал нам плюсы и минусы каждого репортажа. Также мы рассматривали их с точки зрения философской проблематики.
С этим понятием я познакомилась на Областном фестивале детских и юношеских СМИ «Журналина». Тогда я первый раз побывала на мастер-классе А.В. Сафонова. Он рассказывал нам об алгоритме создания портретной зарисовки. И мне, человеку ещё мало знакомому с журналистикой, очень быстро стало всё понятно. Я бы очень хотела, чтобы в моей жизни всегда встречались такие профессионалы, как Андрей Владимирович. Остаётся только выбрать вуз и постараться самой стать профессионалом. 
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Программы и проекты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях