Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Телефон в школе

Софья Тришкина«Белый квадрат»31 марта 2018
1014

История, рассказанная мамой, вернула меня в начальную школу: у нас все было точно так же – кому-то купят новый гаджет, лучше, чем у всех, и начинается. Что с этим делать? Ведь всегда найдется кто-то, у кого будет все самое современное.

Бегом в телефон

Аня – моя сестра. Ей 10 лет, она ходит в начальную школу, занимается спортивной аэробикой и английским. Мама рассказывает:

– Привожу Аню, как обычно, на английский. Она переоделась, переобулась – сидим, ждем занятия. Через пару минут влетают дети из её группы и, не успев скинуть ботинки, бегом в телефоны играть. А почти у каждого из них какие-то крутые – у нашей попроще. Сижу и думаю: зачем они пришли – поиграть или английский учить? Перевела взгляд на Аню, она смотрит на эти телефоны, вроде как с какой-то завистью, но мне ничего не говорит. Время подошло к началу занятия, ребята зашли, я ее остановила и говорю: «Аня, ты же понимаешь, что телефон нужен не для игр, а для того чтобы звонить. Вот будешь в классе 5 или 6, и купим новый, а пока рано». Она кивнула мне и пошла на занятие. А я сижу и думаю, что делать. Нужен ли ей такой гаджет, начальная школа все-таки.

Смотрю на сестру, вспоминаю себя и думаю, что, конечно, телефон в школу носить нужно: мало ли, что может случиться – хорошо быть на связи с родителями. При этом играть в телефон на уроке не стоит – как говорят родители и учителя, в школу все-таки за знаниями пришли.

– Дети очень часто используют телефоны на занятиях. Мы не школа, а центр дополнительного образования, и правила, которое бы запрещало использовать телефоны на уроках, у нас нет, – говорит Ирина Евгеньевна, педагог Ани по английскому. – Тут уже от воспитания ребенка зависит, будет ли он пользоваться телефоном и отвлекаться. А у некоторых детей телефона нет, или же родители на время занятия его просто забирают.

Деньги на прогресс

С одной стороны, телефон отвлекает, с другой – может помочь быстрее посчитать, найти ответ, записать без ручки и листочка, или пройти тест прямо в интернете – такие запускают некоторые преподаватели в университетах. Это удобнее, чем собирать 30 анкет на листочках или в тетрадях, да и онлайн-сервисы сразу посчитают правильные ответы. Но это университет, а что насчет школ?

– Такую технику в школу носить смысла нет. Во-первых, велик риск потери; во-вторых, у детей нет никакой мотивации учиться, ведь в кармашке лежит смартфон, в который можно поиграть. Я считаю, что в обычной, среднестатистической школе такой телефон не нужен. Может, в гимназиях или лицеях есть такая практика, и ребята действительно должны иметь с собой какое-то устройство для работы на уроке, но не у нас, – объясняет Ольга Александровна, учитель истории и обществознания, классный руководитель в одной из Челябинских школ.

В моей начальной школе тоже было такое: у всех были обычные, кнопочные телефоны, и вдруг кому-то купили смартфон со стилусом. Возможностей у такой техники становится с каждым днем все больше: в современном телефоне можно смотреть время, считать, учиться, играть, и все это почти одновременно. Но всего несколько десятков лет назад люди жили без этих девайсов и неплохо справлялись с учебой и работой, а когда такие устройства только появились, не у всех была возможность их купить.

Получается, дело не в необходимости. Эта проблема существовала всегда: сейчас – смартфон против более крутого смартфона, лет 15 назад – «раскладушка» против «кирпичика», и так далее. Повозка против автомобиля, украшения из металла против ожерелья из перьев. От прогресса не убежишь. Вот только не у всех на этот прогресс есть деньги.

Что делать?

Кто-то может сказать – просто детский каприз, но на самом деле, эта проблема намного глубже и сложнее. Бывает так, что люди хотят иметь не саму вещь, а ощущать реакцию других на эту вещь – иметь признание, статус. И проявляться это может и среди взрослых, и среди детей, и через телефоны и гаджеты, и через дома и машины. Но начнем решать с телефонов: как с ними быть родителям, учителям и самое главное – детям? Объясняет педагог-психолог Дворца детского творчества города Челябинска, Елена Альбертовна Медведева.

– Как педагог должен реагировать на использование гаджета во время урока?

– Педагог с самого начала должен обозначить правила, по которым ребята не используют телефоны на уроках. Эти правила можно продублировать в письменном виде и раздать каждому ученику. А дальше, если ребенок нарушит правило – объяснить и забрать телефон на время занятия.

– Должны ли родители потакать желаниям детей? Как правильно себя вести?

– Потакать ребенку, конечно же, неправильно. В первую очередь важно узнать, зачем ему новый телефон или гаджет и обсудить, действительно ли это важная потребность. Объяснить, что у телефона есть главная функция – в вашем случае, мама сделала правильно.

– Как самим детям «выжить» в этой атмосфере, где каждый хочет что-то круче, чем у другого?

– Во-первых, для ребенка очень важен пример родителей. Это образец поведения, образец реакции на происходящее. Если родитель огорчен чем-то, то и ребенок живет с этим чувством огорчения – например, если родитель недоволен собой и своей жизнью, то и ребенок начинает быть недовольным собой. Важно с детства развивать силу внутреннего самоконтроля, самоподдержки – постараться быть оптимистичным или пользоваться приемом самоиронии, чтобы ребенок мог проще переживать трудные ситуации.

Фото с сайта pixabay.com

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях