Довольно часто в том или ином коллективе мы можем заметить Мальчик для битья Шаг назад как шаг вперед человека, которого мало того, что все игнорируют, но еще и всячески его унижают, срывают на нем свои негативные эмоции при любом удобном случае. Это явление встречается во взрослом обществе, например, среди коллег по работе или в кругу соседей, но еще чаще ему подвержены дети и подростки. Что же делает человека «белой вороной», изгоем в ближайшем кругу его общения?
Каково приходится изгоям в школе, на работе или среди ненавидящих его соседей? А ведь люди не задумываются как плохо им. Но если бы они встали на их место, они бы давно попытались избавиться от травмирующей ситуации или они бы поменяли свое отношение к этим людям и прекратили свои нападки.
Мальчик для битья
Уже несколько лет Егор собираясь в школу, знает, что там его ждет не учеба, а очередные издевательства одноклассников. Конечно, не весь класс настроен против него, некоторые к нему относятся безразлично, но есть в классе группа лидеров, которая избрала Егора в качестве «мальчика для битья». Больше всего невзлюбил его Петя, отличающийся лидерскими качествами и неуправляемым поведением. Вместе с ним была его компания друзей, которые издевались над Егором. Когда тот заходил в класс, ему ставили подножки, скидывали учебники с парты, дразнили. Возможно, такое негативное отношение было вызвано тем, что он пришел учиться из другой школы в уже сформировавшийся коллектив, который не принял его по той или иной причине.
Шаг назад как шаг вперед
Ситуацию ухудшило то, что Егор не мог постоять за себя и дать отпор своим обидчикам. Часто после школы его избивали мальчишки, которые невзлюбили новичка, несмотря на то, что он уже учился с ними три года. Приходя домой, мама замечала у своего сына синяки и ссадины, но выяснить причину она не могла, потому что мальчик боялся рассказать о своей проблемах, чтобы не усугубить их в школе. В итоге искать истину пришлось в школе у педагога, которая рассказала, что Егор слишком робкий и застенчивый и ему просто надо учиться давать отпор. Мама согласилась с учителем и решила, что ее сын должен справиться с этой ситуацией самостоятельно и суметь постоять за себя.
Однако ситуация не улучшилась, а пошла в худшую сторону, Егора начали обижать еще больше. После долгих раздумий маме ничего не осталось, как перевести сына в другую школу. Новые одноклассники, отличающиеся дружным коллективом приняли новичка в свою компанию и Егор спокойно учится в новой школе. Не всегда проблему можно решить, иногда от нее просто надо уйти. Отступить, чтобы шагнуть навстречу другому будущему.
Бабушкин покой
В одной из школ есть ученица по имени Оля. Ее не любят в классе, где она считается изгоем. Все началось со средней школы, когда ее мама ушла из семьи, отчего Оля замкнулась в себе и всю заботу об ее воспи- тании взяла на себя бабушка. Она считала, что Оле будет лучше, если та будет сидеть дома и заниматься саморазвитием. Поэтому девочка в кружки и секции не ходила, ведь бабушке так было спокойней.
Более того, она настолько боялась потерять единственную и любимую внучку, что не пускала ее даже погулять во двор. Усугубляло положение то, что бабушка провожала и встречала ее из школы несмотря на то, что Оля была в 9 классе, что вызывало у одноклассников и учителей насмешки и дальнейшие издевательства. Не удивительно, что у девочки не было друзей и подруг, а единственным близким существом был кот.
Фальшивая дружба
Из-за вынужденного одиночества, тихого и спокойного характера, Оля так и не научилась общаться со своими сверстниками, хотя очень хотела дружить с ними. Некоторые ее не замечали, а если и обращали внимание, когда она подходила к ним, то говорили: «Уйди, ты не из нашей компании». Были и те, которые ее обижали и обзывали, но в основном все намеренно игнорировали Олю.
В ее классе было две ученицы из неблагополучных семей, с которыми также никто не общался. Именно с ними девочка и нашла общий язык, те охотно общались с ней. Но как оказалось, дружили они с Олей исключительно ради того, чтобы регулярно списывать у нее на уроках, поскольку та хорошо училась. По наивности девочка долгое время считала, что нашла друзей, но однажды поняла, что ее просто использовали. После этого, испытывая глубокую обиду, она перестала с ними общаться, решив, что лучше быть одной, чем иметь таких друзей. Сейчас Оля заканчивает 9-й класс, после чего будет поступать в кол- ледж, потому что больше не хочет терпеть издевательства одноклассников.
Преодоление и выход
Проблема травли существовала всегда, но в сегодняшнее время, она приобрела большие масштабы, что связано с потерей нравственных ценностей у людей в современном мире. Насилие на телеэкранах, в Интернете способствуют развитию агрессии у детей и подростков, что в свою очередь ведет к более жестокому отношению к своим сверстникам.
Некоторые люди в силах выбраться из состояния замкнутости, боязни социума и реализовать себя в жизни. Но другие так и не смогут изменить своего положения, что осложнит их будущее. Они будут бояться новых знакомств и значительных перемен в жизни. В итоге их ждет участь затворников, замкнувшихся в своем мире. Это очень серьезная проблема, которую надо решать сразу и быстро, и конечно, без помощи взрослых здесь не обойтись.
Наталья Викторовна Набиуллина, педагог-психолог МБДОУ ДС ОВ №161:
– Истории Егора и Оли очень трогают. К сожалению, подобные ситуации в школах – совсем не редкость, о чем нам постоянно напоминают скандальные видеоролики в социальных сетях и средствах массовой информации. Причиной для насмешек и конфликтов между подростками может послужить все, что угодно: успехи в учебе, имидж подростка, физиологические особенности (рост, вес). Однако чем больше мы слышим историй про разборки и травлю в школах, тем больше уверяемся в том, что все зависит от взрослых – от педагогов, от родителей. Взрослые должны помочь детям разрешить сложившийся конфликт, а еще лучше предупредить его возникновение. Родитель, заинтересованный в своем ребенке, вовремя услышит и поймет, что ребенку нужна его поддержка. И точно так же, педагог, который ставит на первое место уважительное отношение в коллективе, будет создавать правильный эмоциональный фон в классе.