Вот уже тринадцатый раз в Челябинске прошли два мероприятия, связанные одной личностью – челябинским бардом Олегом Митяевым (автором песен «Изгиб гитары желтой» и «Держитесь, люди, скоро лето»). Это премия «Светлое прошлое», где наградили известных и значимых людей, связанных с Челябинском и Челябинской областью и «Открытый урок» - выступление детей разных возрастов, которые занимаются в студии Олега Митяева «Светлое будущее».
— После посещения этих мероприятий мне захотелось узнать о студии «Светлое будущее»
больше, и я связалась с ее директором — Натальей Евгеньевной Солоницыной.
Во Дворце пионеров и школьников Наталья Евгеньевна, светловолосая женщина с короткой
стрижкой, встретила меня и сразу начала рассказывать о студии. «Около 50% занимающихся
в студии находятся под опекой. Это и дети из неполных или малообеспеченных семей, и
живущие в детских домах, и усыновленные. Есть ребята с определенной инвалидностью,
из-за которой в других студиях они заниматься не могут», — поясняет директор.
Мы идем по театральному корпусу. Звуки отдаются эхом по пустому коридору. Поворачиваем
направо, поднимаемся по ступенькам и оказываемся прямо перед дверью, откуда слышно
детское пение. Возле двери идят два парня. На вид им лет 14.
— Вот Саша. Он у нас в студии занимается уже семь лет. Почти как в школу ходит,
— смеется Наталья Евгеньевна -, И брат его младший тоже у нас обучается.
Меня проводят в кабинет, где сейчас у детей младшей группы проходит вокал,
представляют и уводят дальше: ведь экскурсия только началась. Идем в другое
крыло корпуса, поднимаемся на второй этаж и подходим к двери.
Наталья Евгеньевна открывает дверь второго кабинета. Здесь дети дошкольного
возраста в спортивной форме. «Это у нас урок театрального движения. Ольга
Владимировна, я вас отвлеку на секунду», — обращается женщина к педагогу -,
Ребята, я надеюсь, все помнят, что нужно к следующему занятию выучить
стихотворение, которое я дала? Те, кто прошлый урок пропустил, я вам выдам
потом». С этими словами педагог уходит, а я остаюсь в зале.
Попугай, акула… рысь?!
— Во что мы сегодня поиграем: животные, картины, рисунки? — задает вопрос девушка
в центре класса в ярко-синей футболке.
— Животные! Животные! — наперебой кричит младшая группа.
Урок театрального движения проходит в зале, немного похожем на хореографический,
по бокам лежат рюкзаки и сумки, стоят стулья. В центре идет активное обсуждение: около
10 ребят занимаются с Ольгой Владимировной Литвяковой, актрисой челябинского театра
«Манекен».
— Хорошо, тогда сегодня будут животные. «Начинай», — говорит педагог стоящей рядом
девочке.
Это упражнение делится на 2 части: сначала ребята должны по очереди называть любое
животное. Игра напоминает «снежный ком»: каждому нужно назвать то, что уже
проговаривалось, и только потом своего зверька.
— Кошка, хомяк, кролик, дельфин…
Ребята столпились около последнего мальчика и подсказывают ему, изображая ушки.
— Рыжая такая, — помогает педагог.
— Лиса! Потом волк и…
— Ррр, — подсказывает мальчик в болоневых штанах, сосед вспоминающего.
— Рысь! Затем попугай и акула!
«Все животные ходят хаотично. Из вас я могу выбрать любого. Например, акулу. Она
останавливается, вытаскивает руку перед собой и становится „зомби”. Если „вОда” до
тебя дотронулся, ты выбываешь из игры. Чтобы остаться, нужно либо ускользать, либо
быстро назвать животное другого человека», — объясняет правила новеньким Ольга
Владимировна.
Игра ребятам нравится, и они уже подпрыгивают от нетерпения. Выставляет руку мальчик
в болоневых штанах. Он выбрал целью светловолосую девочку с белым цветком на ободке и
уверенно идет за ней. Девочка вскрикивает и ныряет между ребятами, но потом вспоминает
еще один путь к спасению. «Кролик!» — кричит она, и «зомби» поворачивается к новой
цели. Игра продолжается еще пятнадцать минут, после чего Ольга Владимировна объясняет
новое задание, а я ухожу к старшей группе на хор.
Это Родина, и не более,
Но единственная при том
Подхожу к кабинету, около которого еще недавно сидели два парня. Стулья пустые, и я
понимаю, что занятие уже началось.
Вхожу. Пока ученики старшей группы подтягиваются на урок, Наталья Евгеньевна (уже в
пальто и сапогах) обсуждает с концертмейстером Светланой Юрьевной и хормейстером
Татьяной Александровной предстоящие мероприятия.
— Тринадцатого что-то будет…
— Либо второго, либо четвертого апреля…
— Да нет, «Капель» в апреле. А «Песни» когда?
— 31 марта.
— Точно?
— Точно-точно.
Освежив в памяти события, директор студии уходит. Начинается занятие…
— Ребят, кто-нибудь уже выбрал стихотворение? — спрашивает Татьяна Александровна
-, что, совсем никто? Ладно, жду до следующего занятия. Но это мероприятие точно будет,
так что готовиться нужно! (говорит она о концерте в честь 62-летия Олега Митяева,
которое челябинский бард отпраздновал 19 февраля).
— Детей больше, на самом деле, просто болеют многие, — поясняет педагог.
— Давайте повторим «Таганай».
Ребята встают. Начинается проигрыш: «Пусть сегодня меня потеряет родня».
Татьяна Александровна показывает руками, что нужно увеличить темп.
— Стойте, стойте. Тут нужно на один голос или на два петь?.. Ладно, давайте на два
пока…
Всё забыли напрочь! Давайте еще раз с этого момента!
«И к стеклу желтый листик приник».
— Слав, давай быстрее, — здоровается педагог с парнем с гитарой, приоткрывшим дверь.
Давайте теперь со Славой повторим. Кто помнит на испанском «Изгиб гитары желтой»?
— Сейчас, ещё настроить гитару нужно… — проходит Слава.
— Хорошо. Тогда пока другую песню повторим, «Из ничегонеделания!»
«Одуванчиков цветных парашютики»
Появляется аккомпанемент гитары, делая песню поистине «бардовской». Дуэт гитары и
фортепиано интересно сочетается.
Исполнение знаменитой песни «Изгиб гитары желтой» несколько усложнен: первый куплет
исполняется на английском, второй — на испанском, и только третий — на русском.
Исполнение на несколько голосов придает необычное звучание.
— Хорошо. Присядьте, повторим «Территорию». Просто вспомним.
И вновь бодрые аккорды зазвучали в проигрыше. Быстрые пальцы концертмейстера
запрыгали по чёрно-белым клавишам, создав музыку, заполнившую зал.
На этот раз песня оказалась не самой позитивной.
«Это было в другой стране, /По которой прошла война…»
— Неплохо получается. Вас сегодня мало, повторим «Пилот», пока гитара у Славы с
собой, и все. Парень снова настраивает гитару, в это время старший хор нестройно и
монотонно, будто читая скучный стих повторяет: «В небе белесый свет от самолета…»
— Нет-нет, давайте ещё раз,- вмешивается Татьяна Александровна.
Уже под музыку второй куплет: «Знаю, что будет мощный рев мотора…»
— Давайте жёстче, — инструктирует Светлана Александровна, — представьте,
вы в шлемах, находитесь на большой высоте. Ещё раз.
В этот раз более стремительно.
— А что значит «амнебвнебо»? — спрашивает одна из хористок.
Раздается смех.
— Светлана Юрьевна, вы слышали, тут вопрос из зала: что значит
«амнебвнебо»? Вы поняли?
— Тут очень важен текст. Проговаривайте его четче, чтобы таких вопросов
не возникало, — улыбается педагог.
«Пилот! Своей жизни пилот!»
— Мне сегодня Полина (ученица) сказала, — вновь прервала песню Татьяна Александровна -,
«Я заболела Высоцким». Сегодня вам нужно болеть Олегом Митяевым и Светланой Юрьевной
Солодовой. У Владимира Семеновича есть песня. «Если друг…»
— «…Оказался вдруг», — подсказывают ребята.
— Да-да. «Пилот» обладает мужской энергетикой. Покажите ее! «Но дРуг Рядом. Он не
слукавит!»
«Знаю, что будет мощный рев мотора…»
«Стоп! — вновь останавливает детей педагог, — Я живу рядом с городом, где часто летают
самолеты. Как его?.. ЧВВАКУШ! Это такая мощь!»
— Вы же слышали самолеты, когда были в лагере, — подсказывает Светлана Юрьевна.
«Но ты решаешь сам, по которым облакам его пройдешь!» — повторяют несколько раз
строчку митяевцы.
Студия Олега Митяева — «место силы» бардовской песни в городе. Много позитива,
сплоченность и талантливость — вот что увидела я, человек, который пришел на занятие
впервые. «Мы хотим, чтобы наши воспитанники приносили радость другим людям». Теперь
я полностью поняла слова Натальи Евгеньевны о ребятах.