— Вошла большая гусеница. Потом она разделялась и раздевалась. И снова гусеница, только уже сидящая, — смеется Елена Павловна Якуба, проходя в квартиру к художнику-энтомологу Александру Разбойникову
Эта «гусеница» — группа ребят, пришедших в гости к живописцу, — уже сидит и разглядывает комнату. Слева — большой шкаф с раздвижными дверями-зеркалами, справа — диван, а над ним в рамках — насекомые, в основном, бабочки. Маленькие рамки обрамляют одну большую, в которой — картина, на ней изображен прекрасный фаленопсис(Прим. ред.: Вид орхидеи, в переводе «подобный бабочке»). Стоит только посмотреть по сторонам, как сразу становится ясно: здесь живет человек увлеченный (и, как позже оказалось, увлекательный).
Александр Разбойников признан рекордсменом России в номинации «Рекорды художников», благодаря рукописной иллюстрированной энциклопедии «Бабочки Челябинской области и созданию картины „Пантеон бабочек”, на которой поместились 167 видов этих крылатых красавиц. летающих в России.
Александр Валентинович здоровается, достает книги и рисунки из раздвижного шкафа, а мы устраиваемся поудобнее, ожидая рассказа.
— Что вас интересует больше? — спрашивает Татьяна Александровна Аверкина, поэтесса и жена Александра Валентиновича.
— Космос, — говорим мы.
— А я родился за неделю до полета Гагарина, так что тема космоса преследовала меня еще с рождения, — улыбается Александр Валентинович и показывает картину, на которой в центре изображена богиня луны Селена, а вокруг кружат бабочки.
— У многих бабочек названия свзяаны с космосом, здесь каждая подписана, — рассказывает автор.
— А какая у вас любимая бабочка? — спрашивает Артем.
— Один из самых часто задаваемых вопросов, — улыбается Александр Валентинович. — Многие их них очень красивые, но моя любимая бабочка все же та, что слева, — показывает рукой на стену и рамки над диваном, — это Урания мадагаскарская. Видите, такая зеленая с черным.
— А с какой планетой вы бы сравнили эту бабочку? — спрашивает Артем.
— Ее уже кто-то сравнил с планетой — с Ураном.
— Уран… — погружается в раздумья корреспондент.
— Как-то я ехала в трамвае, — продолжает тему Татьяна Александровна, — темно было, зима, вечер… И рядом со мной сидела девочка Настя. Она смотрит в окно и говорит: „Так темно… И что, наша планета летит в этой темноте, в черном космосе, такая маленькая… А ей не страшно?” Отвечаю: не знаю, наверное, немножечко страшно». И тогда мы с ней записали стихотворение прямо на трамвайном билете.
Татьяна Александровна открывает книгу на развороте пурпурного цвета и начинает читать. Это сборник стихотворений «Где у бабочки дом?» (иллюстрации Александра Разбойникова).
— В черном космосе маленькая планета/ Все летит, летит, летит/ Ты попробуй представить все это, / Дух захватывает, душа звенит… Знаю, Солнце ее освещает, / Украшает планету заря, / И ромашки на ней расцветают, / И зовется планета…— и тут весь «трамвай» ответил…
— Земля, — хором говорят сидящие на диване.
— Потом я еще немного добавила, и так появилось стихотворение «Маленькая Земля». Но самое интересное, что на следующий день, 15 февраля упал метеорит…
Конечно, было гораздо больше историй и рассказов, а в конце встречи нас даже ждал чай с тортом. Слушай художника и поэта, пришедшая в гости «гусеница» прошла стадию куколки, впитав новую для себя информацию, а затем превратилась в бабочек, которые полетели рассказывать о своих приключениям читателям.