Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Где – то на берегу Тургояка…

Вот и лето пролетело. А помните начало лета? Все задумывались где его провести. А я уже третий раз выбираю «Скаутский лагерь Виктора Петрова». Этот лагерь расположен на берегу озера Тургояк в сосновом бору. Вдыхаешь чистый воздух полной грудью, не то что в Челябинске. Ветер шумит в верхушках сосен. Шум волн Тургояка. И скамейка на берегу озера, стоящая здесь со времён сотворения мира, понтон, рассекающий рябистую гладь озера, баня, столовая с добрым Виталием (повар): всё это притягивает в лагерь снова и снова.

День 1

«Сколько можно ехать?!» задаёшься вопросом уже в который раз. И будто услышав твои просьбы, машина останавливается… посреди леса! «Дальше идём пешком» - говорит дяденька (это Евгений Маршалкин или Бэныч, это прозвище в лагере живёт очень давно). Мы выходим. Наш большой автобус стоит на обочине грунтовой дороги. «Построиться!» - звучит команда Бэныча. Мы построились, несколько минут наставлений: «По обочине и близко к кустам не ходить. Ходить только колонной и не отставать. Всё, идите за своим багажом». Пока все направлялись к багажнику автобуса, я успел рассмотреть ребят. Очень много мальчиков всех возрастов от 9 до 18 лет. Есть несколько девочек, но их в разы меньше чем мальчиков.

Мы взяли свои вещи, почти у всех рюкзаки, но есть и несколько ребят с сумками (бедные!). И мы пошли… 5 километров до лагеря. Это своеобразная традиция от года в год проводящаяся в лагере.

В лагере мы разделились на 3 группы в зависимости от пола и возраста: «Бизоны», «Белки», «Лисы», «Зубры», «Волки» «Олени». Дальше вас распределяют по палаткам (фото 1). Одна палатка вмещает в себя 3-4 человека. Потом обед, кстати сваренный прямо в полевой кухне. Каждый день назначаются дежурные: они помогают по кухне, носят воду, убирают со столов после приёмов еды. Отдых, такой желанный после насыщенного дня. После этого плановые мероприятия: то есть игры, катание на паруснике или обучение на искусственном скалодроме, который существует с 2016 года. Затем ужин. В конце дня линейка. Линейки - это построения отрядов перед начальником лагеря. Командиры отрядов сдают раппорт о состоянии отрядов, а начальник лагеря подводит итоги дня. После этого отбой.

В лагере существует большое количество традиций. Большинство из них существуют с момента основания лагеря. Вот некоторые из них: каждый, кто отличился в течении всей смены в том, что старался не только для себя, но и для других, посвящается в скауты и ему повязывается синий скаутский галстук в конце смены. Также в конце смены проходит обязательная для всех туристическая эстафета и обязательная для мальчиков, и добровольная для девочек эстафета "на выживание", они проверяют все навыки, усвоенные и наработанные ребёнком за время смены: ловкость, выносливость, меткость, стойкость. Эстафета "на выживание" представляет собой дистанцию ~2,5 км  с препятствиями.

День 5

Сегодня начинается большой поход. Этот поход рассчитан на 3 дня. В этот раз мы пойдём в национальный парк «Таганай» на гору … Утром мы поев, строимся с рюкзаками на центральном плацу. Здесь нам говорят, как правильно нести рюкзак и проверяют наши вещи, сложенные всё в тот же рюкзак. Так же после этого нам накладывают мешки с едой: консервами, огурцами, хлебом и крупами. Прикрепляют тенты и палатки. После этого мы нагруженные выходим из лагеря. И теперь дорога, дорога…

Мы два раза переходили через речку, раз 100 спускались с холмов и снова поднимались. Делали 3 привала и 3 раза осматривались от клещей. И вот дошли до речки Каменка. На противоположном берегу находится стоянка. Там опять построение.  Распределяют «роли»: половина ставит палатки, половина таскает из леса дрова для костра, девочки помогают на кухне, вожатые между деревьев натягивают тент, и складывают туда вещи. После этого горячая каша, сваренная прямо в котелке и чай с травами.

Похоже будет дождь… мы вооружившись лопатами выкапываем рвы вокруг палаток, чтобы вода не замочила нас и вещи. Нам разрешают не спать до 12 часов ночи, если мы не будем шуметь. Красота. Но понимаешь, что ты даже 30 минут не продержишься, так охота спать.смм      На следующий день поход на саму гору. Кто не хочет остаётся в импровизированном лагере. Как назло, начинается дождь. Какая-то, неведомая сила заставляет тебя сделать шаг вперёд, тем самым пойти в поход. Мешать грязь, образовавшуюся из-за дождя, не очень приятно, но вид умытой природы закрывает все неудобства. Мы у подножия горы, все в дождевиках, но весёлые. На привале, в луже нашли лягушку. Теперь самое трудное поднятья на гору. Горя вся в «живых» камнях. То есть камни в любой момент, конечно, никогда не слетят, но они трясутся под ногами. Шаг за шагом добираемся до вершины. Мы уже готовы лицезреть чудесный пейзаж, но… тучи всё закрыли, всё вокруг просто иссиня-тёмно-фиолетовое. Отдохнув на горе, возвращаемся в лагерь. Все уставшие и испачканные, но довольные.

На третий день возвращение в лагерь. Когда идёшь назад дорога всегда кажется короче, так и сейчас мы пришли быстро, и без всяких происшествий. А нет мы поймали майского жука Аркашу. Кхм…

В лагере есть такая замечательная традиция после возвращения из большого похода, бросив рюкзак, не раздеваясь, бежать и прыгать в Тургояк, очень весело, но мокро!

Ещё кроме большого похода мы ходили в такие походы как: поход на остров Веры на озере Тургояк (~8 км от лагеря), скалолазание на естественных скалах с инструктором (~6 км от лагеря), посещение смотровой площадки Пугачевской сопки около озера Инышко с дальностью обзора около 300км (~6 км от лагеря).

День 14

Последний день. Все ходят грустные, даже кот Мартын. Кот Мартын – лагерный кот. На душе играет песня:

Опустеют палатки с утра,
Рюкзаки мы потащим домой.
С грустью Бену скажем пока.
Тургояк, до встречи с тобой.
Горсть тепла после долгой зимы.
Не смущали нас ливни стеной.
Здесь мы ловим не солнца лучи,
Здесь мы просто с открытой душой.

Тут ребята, как мне кажется, одерживают много внутренних побед. Говорит Константин Пястолов «Главная победа, на наш взгляд, которой добиваются ребята – это победа над собой. Особенно это важно для тех, кто в лагере первые разы. Ребята выдерживают всю смену, а то и не одну в нестандартных для себя условиях: лес, палатка, костёр, полевая еда, озеро, все это большая победа над собой в условиях "тепличной" жизни в городе. Конечно, есть и локальные победы: дети учатся базовым навыкам нахождения в экстремальных условиях, учатся общаться между собой, учатся договариваться. Все это происходит в реальной жизни, без "он-лайна", что в наши дни тоже ценно.

Так же в конце немного охото рассказать про историю лагеря. Наш Лагерь ведёт свою деятельность не прерывно с 1990 года! Первую смену Виктор Дмитриевич организовал летом на берегу озера Тургояк в Челябинской области. А в 1993 году представителями Всемирной Организации Скаутского Движения в России создателю и идейному вдохновителю Челябинского Областного Детского Лагеря Скаутов Виктору Петрову был вручен знак отличия Старшего Скаут мастера - "Серебряная Лилия".»

Скаутский лагерь «Виктора Петрова» учит детей много чему. И взаимопонимание, и командной работе и труду. Всем советую съездить в этот лагерь хоть раз в жизни, ведь это так интересно, особенно ночью: ты, костёр и лес…