Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Урок русского языка (часть 1)

Артём УдовицкийГазета «Читай и Пиши»27 сентября 2018
440

Звонок телефона оторвал папу от просмотра новостей по телевизору. - Алло, здравствуйте Иван Андреевич? Это Екатерина Андреевна, классный руководитель Дмитрия! - Добрый вечер, Екатерина Андреевна! Опять он что-то натворил?

- Нет, не беспокойтесь, Дмитрий ведёт себя хорошо. Иван Андреевич, у меня к Вам просьба.

- Да-да, я Вас слушаю, Екатерина Андреевна.

- Придите, пожалуйста, завтра посидеть на уроке русского языка в Митином классе.

- Так Вы же сказали, что Дмитрий себя хорошо ведёт.

- Знаете, плохо ведут себя другие ребята. Дело в том, что в их классе  русский язык и литературу преподаёт молодой учитель – Виктория Николаевна. Она хороший специалист, но только начала работать в школе. Ей ещё трудно справляться с такими неугомонными детьми, которые учатся в Митином классе.

- А дети из других пятых классов, что, хорошо ведут себя на её уроках?

- Да, представляете, в остальных четырёх классах они сидят спокойно и только в 5 «В» начинают «стоять на ушах».

- Екатерина Андреевна, так Вы и приглашайте тех родителей, дети которых «стоят на ушах» в школе. Я своему ребёнку могу дома прекрасно объяснить правила школьного поведения.

- Иван Андреевич, я уже вызывала несколько раз. Приходили мамы тех ребят, которые срывают урок. Пока они сидят на уроке – всё вроде бы хорошо. Но если мамы нет на уроке – опять начинают мешать учителю и детям. Вот я и подумала, может, присутствие чьего-нибудь папы окажет на них большее воздействие.

- Екатерина Андреевна, ну так в чём же проблема?! Приглашайте пап этих мальчиков или девочек, кто там срывает уроки. Я-то тут при чём? Ведь к моему ребёнку замечаний по поведению нет?

- Иван Андреевич, это всё так. Но из пришедших 1 сентября на родительское собрание было всего двое пап, включая Вас. Получается, что этим папам небезразлична школьная жизнь их ребёнка и класса, в котором он учится. Поэтому я Вас очень прошу, придите завтра на четвёртый урок!

- Хорошо, но только перед началом урока я поговорю с детьми по душам минут пять и объясню, что родителям есть чем заняться, вместо того, чтобы ходить к ним в школу на уроки.

- Хорошо. Я на Вас надеюсь!

Весь вечер Иван Андреевич готовился и думал, что же завтра сказать детям. На следующий день Митин папа отпросился с работы и начал собираться в школу. Он подумал, что для общения с детьми надо явиться в школу «при всём параде». Потому что последний раз «при всём параде» он был в школе 26 лет назад на выпускном вечере. С тех пор в школу он приходил только на родительские собрания, послушать классного руководителя. А сегодня должны были слушать его самого. Папа достал из шифоньера свой единственный костюм, который надевал в последний раз в день своей свадьбы 15 лет назад. «А я неплохо сохранился», - подумал папа, застёгивая последнюю пуговицу на пиджаке. Костюм сидел на папе так, как будто только вчера  ему кричали «Горько!» Глядя на себя в зеркало, папа подумал, что мог бы сойти за директора школы или, на худой конец, за школьного учителя.

Зайдя в школу, папа поздоровался с вахтёршей и объяснил ей, что ему нужно к Екатерине Андреевне.

- Да-да, конечно, - сказала вахтёрша, - проходите в 318 кабинет.

- Странно, - думал папа, поднимаясь на третий этаж, - вахтерша не заставила его надевать бахилы, как обычно это делает в отношении других родителей, которые по каким-либо причинам приходят в школу.

До начала перемены оставалось ещё 10 минут. И папа решил походить туда-сюда по коридору в ожидании звонка.

- Здравствуйте! – сказала вышедшая из класса в коридор девочка.

- Здравствуйте! – ответил папа.

- Здравствуйте! – сказал папе проходивший мимо по коридору мальчик.

«Какие вежливые дети здесь учатся», - подумал папа, но тут с другой стороны он снова услышал «Здравствуйте!». На этот раз с ним поздоровались две учительницы. «Здравствуйте!» - отвечал папа и подумал, откуда они его все знают. Он ведь ни с кем из них не знаком.

Прозвенел звонок. Дети с радостью выбегали из кабинетов в коридор.

Когда класс опустел, папа зашёл в кабинет русского языка и литературы. Постепенно начали подходить дети из Митиного класса. Заметив Ивана Андреевича, они здоровались и проходили на свои места. Некоторые из них уже знали, что сегодня у них на уроке литературы очередным родителем будет Митин папа. С утра Дмитрий уже успел поделиться с ними этой новостью.

Перед началом урока из соседнего кабинета пришла Екатерина Андреевна.

- Ребята, сегодня у вас на уроке будет присутствовать Митин папа, Иван Андреевич. В начале урока  он хочет сказать вам несколько слов.

И Екатерина Андреевна пошла вести математику в свой кабинет.

- Ребята,  мальчишки и девчонки! - начал своё обращение Иван Андреевич. - Вы уже большие и многое понимаете. Поэтому я буду говорить с вами прямо как со взрослыми. Когда-то давно я был таким же учеником, как вы сейчас. И у нас тоже был русский язык. Но учительница у нас была не такая изящная и очаровательная, как Виктория Николаевна, а здоровенная тётенька, Галина Александровна. Как сейчас бы сказали, железная леди. Попробовал бы кто-нибудь на её уроке побаловаться. Она сразу стучала тому по парте указкой. А указка была здоровая - почти как бильярдный кий. Мы только руки успевали  убирать, а то отобьёт. Нет, мы тоже не все учились на пятёрки. У меня, например, по русскому языку никогда итоговой пятерки не было. Потому что наша Галина Александровна говорила, что русский язык на 5 знал только Пушкин, поэтому, если она ставит мне 4, то  я должен был быть счастлив. Двоек она нам тоже не ставила. Не было в её арсенале  такой оценки. Она ставила нам колы! Как сейчас помню её голос, если кто-то не выполнил задание: -  «Кол-л-л, дневник на стол-л-л!» Поэтому на уроке у неё была железная дисциплина. Я тоже не любил учить всякие правила по русскому языку. Потому что  никто нам не объяснял, для чего нужно учить русский язык и литературу.  Вместо такого объяснения над нашей классной доской в кабинете русского языка висел плакат со стихами Владимира Маяковского, который был любимым поэтом Галины Александровны. На всю жизнь я запомнил написанные на том плакате стихи:

Да будь я и негром преклонных годов

и то, без унынья и лени,

я русский бы выучил только за то,

что им разговаривал Ленин.

Вы, наверное, знаете, кто такой был Ленин. Во времена моего детства этот человек во всём мире был гораздо круче, чем сегодня Путин. Кто такой Путин, я надеюсь, вам объяснять не надо. Лениными ни я, ни мои одноклассники  становиться не собирались. Да и на негров тоже похожи  не были. Поэтому важности изучения русского языка эти строки нам тогда так  и не объяснили. Похоже, что и вам этого никто не говорил. Я попробую сейчас восполнить этот пробел.

Закончил я школу хорошистом, потому как по русскому языку была четверка. Но после окончания школы, сколько живу, столько теперь и жалею, что в своё время не учил все правила. Очень часто в жизни сталкивался с тем, что не знал, как правильно сказать или написать то или иное слово, где поставить какой знак препинания. Было стыдно, что я русский, а всех правил родного языка я не знаю. Приходилось обращаться за помощью к другим людям, которые в свою очередь за глаза думали про меня: вот такой умный,  и то знает, и это знает, а таких элементарных правил по русскому языку не знает. И мне было стыдно. Мой поезд уже ушёл. Как говорится, всему своё время. И мне, как и вашим родителям, сейчас нужно работать, чтобы обеспечивать семью. Я не могу ходить снова в школу и навёрстывать упущенные в детстве знания. На это у взрослых уже просто нет времени. Поэтому хорошо учитесь сейчас, пока вы молоды.

- Ребята, попробую объяснить вам ещё проще. Все вы с детства знаете, что воровать это плохо. Каждому из вас становится неприятно и обидно, когда у вас что-нибудь украдут. Кто из вас хотел бы, чтобы одноклассники считали его вором?

В классе стояла тишина. Никто не хотел считаться воришкой.

- Ну так вот, - продолжал Иван Андреевич, - взрослая жизнь так устроена, что, когда вы вырастете, вам надо будет работать, чтобы содержать свою семью. Чем лучше вы захотите жить, тем больше надо будет вам заработать денежек. А для того, чтобы заработать больше денежек, необходимо иметь больше знаний. Знания вам даются сейчас в школе. Так вот, если кто-то из вас начинает баловаться и в результате срывает урок, то все остальные дети в классе из-за этого не получают знания, которые во взрослой жизни помогут заработать им больше денег. Получается, что сорвавший урок сегодня ворует у одноклассников знания, которые завтра стали бы деньгами. Поэтому не удивляйтесь, что если вы будете срывать уроки, то потом с вами одноклассники не захотят общаться. Просто они будут считать вас вором, а с теми, кто у вас что-нибудь крадёт, общаться неприятно.

И последнее. Я, конечно, понимаю, что вам, как и всем детям, хочется поиграть и побаловаться.  Для этого есть перемены, есть физкультура, где можно побегать и попрыгать, есть много свободного времени после школы. А на уроках русского языка и литературы нужно уважать труд учителя, ценить возможность учиться на русском языке. В мире есть несколько языков, которые считаются мировыми. Среди них и русский. За русским языком стоит великая история и культура. Ребята, цените и гордитесь, что вы изучаете русский язык. Поймите, что если вы не будете давать Виктории Николаевне в спокойной обстановке вести урок, то она может уволиться и устроиться на работу в другое место. Хоть учителем, хоть библиотекарем, хоть ещё кем-то. С её образованием есть много возможностей найти применение своим знаниям. А к вам могут взять на работу учительницу, которая будет похожа на мою Галину Александровну. И вы будете тогда ощущать, что находитесь не в школе, а в тюрьме. Вам это надо?

- Не-е-е-т! - раздался дружный хор учеников.

- Поэтому  ведите себя хорошо. Любите русский язык и литературу. Уважайте нелёгкий труд учителя. Успехов вам!

- Виктория Николаевна, извините за задержку. Начинайте, пожалуйста, урок! – и Иван Андреевич пошёл садиться на заднюю парту под неожиданно раздавшиеся детские аплодисменты, которые вообще-то начал Митя, а за ним продолжили все ребята класса.

- Ты почему нам раньше не говорил, что твой папа депутат? – спросил Митю сосед по парте Петя.

- Да ничего он не депутат, - с удивлением отвечал Дмитрий.

- Ну да не депутат. Вон как выступает. Так у нас только депутаты выступают! – продолжал настаивать на своём Петя.

- Да он водителем обычным работает, - объяснял товарищу Митя.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Программы и проекты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях