Археология – это наука, изучающая прошлое человечества, что всегда остается актуальным. Кто в детстве не мечтал стать археологом? Со временем понимаешь, что археолог – ученый, который из останков чего-либо (не факт, что известного) воспроизводит быт и культуру древних цивилизаций, серьезно изучает их. Казалось бы, нужны огромные знания в разных науках, чтобы стать археологом и исполнить детские мечты, но на самом деле можно почувствовать себя им без всего этого, просто приняв участие в раскопках во время каникул. Как, когда, где? Скоро вы об этом узнаете. На фестивале СМИ «Зоркое сердце» мне посчастливилось побывать на экскурсии с элементами реконструкции «Археологические открытия студентов и преподавателей МГТУ им. Носова», а после пообщаться с Андреем Викторовичем Безруковым, доцентом кафедры всеобщей истории, кандидатом исторических наук.
-Ваш мастер-класс, или «Экскурсия с элементами реконструкции», проходил в рамках журналистского конкурсафестиваля, что рождает вопрос о близости профессий археолога и журналиста. Казалось бы, одни работают с древностями, которым тысячи лет, а другие с самыми свежими фактами. Но переклички имеются. И те, и другие фиксируют время и пытаются понять место человека в нем. А что еще их сближает, на ваш взгляд?
- Мы хотим одного: людей и правды, журналист и археолог ищут, смотрят и анализируют, а главное – думают и хотят донести все свои мысли до людей, чтобы быть понятыми и понятными, мне так кажется. Так хочется верить в главное, что мы люди бескорыстные, что движут нами только интересы науки и людей, что работаем во имя и для людей. Вас не смущает пафос? Я верю в это. Фиксировать какойто исторический или политический факт мало, надо донести его до людей честно.
- Из какого вашего открытия могла бы получиться журналистская статья в жанре «сенсация» или «горячая новость»? Какие значимые издания уже писали о вашем университете, о вас, ваших студентах, открытиях?
- Насчет сенсации не знаю, если захотеть, ее можно сделать из всего. Впрочем, у нас были необычные находки. Вспоминается Верхний город, раскопки части города V века до нашей эры, когда я нашел веретено, как в сказке, где им укололась красавица. Тем не менее, веретено из античной Фанагории, но не обычное – из дерева или керамики, а из слоновой кости. Им реально пряла какая-то греческая красавица. Так что насчет открытий и достижений, это про нас! Ежегодно научно-популярный журнал «Archaeology», издающийся в Нью-Йорке и считающийся самым известным и авторитетным из подобного рода изданий печатает список десяти самых выдающихся открытий в мире археологии за истекший период. Этот список составляется с участием группы известных учёных – историков и археологов из различных стран мира. За 2009 год в «Top-10» мировой археологии впервые были включены (на 9-м месте) находки российских археологов (в частности, остатки дворца царя Митридата Евпатора), сделанные нами в течение ряда последних полевых сезонов в Фанагории. Кроме того, с учетом моих работ в экспедициях мне предложили опубликовать результаты моих изысканий в одном из ведущих международных изданий в области археологии в Оксфорде.
-Каким открытием (найденным артефактом) вы годитесь больше всего в своей жизни? А что мечтаете обнаружить?
- В 2015 нашёл аск (сосуд определенной формы) IV в. до н.э., музейная вещь, но главное, нашел его там, где в принципе ничего интересного не предполагалось, и до меня люди там ничего не находили, я же нашел в первый же день. И это не просто рядовая находка, там керамики тьматьмущая, нет, это работа настоящего мастера, индивидуальная находка или «индивидуалка», как мы говорим, высший класс.
-Работа археолога – это поиск, работа ученого – тоже. Скажите, а самое главное в процессе поиска для вас – это найти, обрести, сама находка?
-Конечно, когда появляешься на раскопках первый раз, жажда находок доминирует. Археолог – поиск, находки, открытия, а учёный – наверное, понимание того, что ты открыл, зачем оно. Но и там, и там главное – никогда не останавливаться, искать и находить, снова и снова, смотреть и пересматривать, ошибаться и находить новую дорогу. Находка – сигнал, есть к чему стремиться. Обретя ее, двигайся вперед!
-Если бы вам предложили на выбор несколько самых значимых на сегодня для научного мира археологических раскопок, куда бы вы поехали и почему?
-В Грецию. Эллада для меня – центр и основа всей культуры, где главное – люди, добро и красота. Работал бы там всю жизнь. Значимость каждый определяет сам для себя, у всех разные сферы научных интересов. Я – антиковед, и это звучит гордо, без вариантов. Для меня это хороший «диагноз» и вся жизнь. Когда в первый раз в 1994-м году, ещё студентом, приехал в экспедицию на юг, в загадочную Фанагорию и оказался в поселке, гулял, начался дождь, побежал укрыться в магазин, а оттуда выходит на крыльцо пожилой мужчина, поднимает к небу руки и произносит: «О, Зевс! О, боги!». Как можно не влюбиться в эту культуре, если спустя тысячи лет люди на территории современной России так реагируют на дождь?!
-Ваши впечатления от общения со школьниками на «Зорком сердце»? Чем запомнился фестиваль и ваш мастер-класс вам самому? В чем вы видите значение фестиваля для вуза, школ и города?
-Главное в нем, что вам не все равно, чем занимаетесь и куда пришли. Это всегда подкупает. Запомнился фестиваль неравнодушием и компетентными вопросами на мастерклассе, все было по делу, и когда спрашивали про экспедицию, и когда узнавали, как туда можно попасть. Хочется пожелать фестивалю, пусть на нем будет больше людей разных возрастов, но главное желающих, интересующихся, думающих, сомневающихся, ищущих и достигающих. Удачи НАМ!
Можно было бы закончить интервью с Андреем Викторовичем Безруковым на этой оптимистической ноте, но мне кажется, что кому-то, кто его прочтет, захочется попробовать себя в качестве археолога не в мечтах, а на самом деле. Поэтому поделюсь напоследок тем, что удалось выяснить в течение экскурсии и мастер-класса. Чтобы стать археологом, нужно подать заявку, на условиях конкурса пройти отбор, затем походить на собрания, где расскажут, как и что делать, а после поехать в археологический лагерь, где дорога, проживание и еда бесплатные. Работа в полевых условиях ведется на раскопе «Верхний город» на Таманском полуострове с 6.30 до 12.30. Сначала у вас будет тяжелая работа (например, таскать глыбы), а после накопления вами опыта задания будут изменяться на более приятные, но и ответственные. Среди находок, распространенных в этом месте, есть керамика, стекло, артефакты: вазы, монеты, амфоры и многое другое. Также здесь есть свои приметы, например, если первое, что найдете, будет кольцо, то в течение года вступите в брак. Стоит отметить, что все болезни, которые люди приобретают во время раскопок, – это мифы. За 200-300 лет все, что может переносить заражение, проросту улетучивается. Для всех людей, побывавших в Тамани, эта поездка – отдых душой. Соприкосновение с историей и радость от каждой находки создают условия, в которых невозможно не быть счастливым! Так вы мечтали в детстве стать археологом?