Мы сидим в просторном кабинете главы Тракторозаводского района Галины Андреевны Гавриловой. За столом женщина, очень похожая на идеальную учительницу: волевая, собранная, хорошо говорящая, с искрой в глазах. Вот, кажется, сейчас возьмет указку и начнет рассказывать о наградах, что стоят на шкафу позади нее. Недаром ведь у нее ученая степень кандидата педагогических наук… Но разговор у нас сегодня не о заслугах Тракторозаводского района, хотя мы все равно раз за разом возвращались к этой теме, и Галина Андреевна очень тепло рассказывала о том, что тракторозаводчане очень чтут историю своего района, переживают за развал ЧТЗ, стараются сохранить в районе все, что связано с Танкоградом. Сегодня мы говорим о детстве Галины Андреевны, о комсомоле и ее юности. Глаза у главы горят, она вздохнула и… вместо отведенных 30 минут, мы проговорила полтора часа.
-Раньше в комсомол принимали с 14 лет. И это звание еще надо было заслужить. Помните ли Вы, Галина Андреевна, как Вас принимали в комсомол, и какие дела помогли Вам стать членом ВЛКСМ?
- Саму процедуру я детально не припоминаю. Но главным и примечательным является то, что я умудрилась в противоречие уставным нормам вступить в комсомол в 13 лет. Я так рвалась в комсомол, мне так хотелось быть там! Начиная еще с октябрятского возраста, я была командиром звездочки, потом председателем совета дружины пионерской организации и в комсомол, конечно, мне помогла вступить активная жизненная позиция. Сколько я себя помню, во мне вечное стремление что-то преобразовать вокруг себя, какую-то людям пользу принести. А какие дела мне помогли? Сбор макулатуры, сбор металлолома, подготовка разного рода мероприятий: я и пела, и читала стихи, и танцевала, в общем, я была на все руки мастер! В качестве иллюстрации приведу пример. В родительском доме у нас были большие настенные часы в деревянной раме. На циферблате было написано «Орловский часовой завод». Со слов родителей я знала, что часы эти были в доме 25 лет, и всегда ходили минута в минуту. Я училась во втором классе и мне пришла мысль, что я должна написать на предприятие и рассказать, какую качественную продукцию выпускает Орловский часовой завод, и я такое письмо написала. Самое интересное, что я получила ответ, в котором говорилось, что ваше письмо передано в профсоюзный комитет нашего завода для ознакомления рабочих завода и для их награждения. Я была от счастья на седьмом небе, что на мое письмо отреагировали!
-На кого в те времена Вы равнялись? Кто для Вас был примером для подражания?
- В нашей семье было трое детей и все девочки. Единственным мужчиной был отец, он стал первым непререкаемым авторитетом для меня. Его звали Андрей Васильевич. Он был действительно настоящим главой семьи, был той самой «каменной» стеной, за которой мы себя чувствовали защищенными. Он был организатором, был добытчиком, был для нас примером, и он всегда, сколько я его помню, очень любил нас, детей. Папа следил за нашими успехами. Во втором классе за мою отличную учебу ему дали похвальную грамоту в школе. А потом и на его работе он получил грамоту и премию, как человек, который хорошо воспитывает своих детей. И он привез, как сейчас помню, корзиночку,
покрытую черным лаком, по ней голубые горошки, а внутри она была позолоченная и бумажный кулек, до краев наполненный конфетами. А, например, в шестом классе за отличную учебу папа мне купил часы, это были первые часы в нашем классе.
Работал папа лесником, и он единственный из Челябинской области был удостоен Ордена «Знак Почета». Мы очень гордились им! У него было сиротское детство, может быть, поэтому он очень любил нас, детей. Помню, стол накроем, он сядет и говорит: «Ешьте, дети, сало, ешьте, дети, мясо, ешьте колбасу, ешьте мои дети…». Или, например, возвращаемся со школы: «Чьи же такие красивые дочки идут, это чьи же такие хорошие?». Ну и, конечно, если случались у нас какие-то промахи, отец был достаточно строг с нами, но всегда справедлив. Но строгим он бывал редко.
Наш дом в деревне Ольховка Карталинского района стоял на отшибе, и кто бы ни приезжал, он всегда усаживал за стол, угощал медом, сметаной. Он был очень гостеприимным человеком. Самое главное он пытался вселить в нас уверенность в своих собственных силах, всегда говорил: «Девчонки, вы должны хорошо учиться, чтобы получить ту профессию, которую вы хотите. Вы должны прочно стоять на своих ногах». И еще: «Ты у меня орел, у тебя все получится!».
И я, уже став взрослой, когда я защищала диссертацию по педагогике, стою за кафедрой, мне задают вопросы, я глаза опускаю и ничего не вижу… Не могу понять, что произошло: оказывается, от волнения, у меня в глазу сосуд лопнул, и я не вижу написанный текст. Что делать? И тут мне приходят в голову слова отца: «Ты же орел! У тебя все обязательно получится!» и это мне придавало силы, и я справилась, защитилась.
Вторым моим авторитетом был директор Карталинской школы Архип Иванович Борисенко, в которой я училась в старших классах. Это был человек прошел всю войну. Но горнило войны не сделало его злым, наоборот, он был настолько добрым, настолько он любил детей, что мы это видели и чувствовали. Он тоже умел подбодрить вовремя, сказать доброе слово. И тоже всегда говорил: «Если вы будете хорошо учится, то выберете профессию не ту, которую вам по вашим знаниям можно получить, а ту, которую хотите!». Вот эти два человека, безусловно, были очень авторитетными для меня.
- Помог ли Вам комсомол выделиться среди других молодых людей и шагнуть верх по карьерной лестнице?
- Я была членом комитета комсомола, была секретарем комсомольской организации и уже, потом, когда я работала, я создавала школу молодого лидера. Если говорить о карьерной лестнице, то мне помог не столько комсомол, сколько моя активная жизненная позиция. В девяностые годы, когда разваливался Советский Союз, я возглавляла районный женсовет, который плодотворно работал. Меня заметили и пригласили работать в горисполком. Вот опять же моя общественная работа вывела меня на новый уровень, и я стала работать специалистом по координации деятельности общественных организаций. Примета девяностых годов была в том, что был всплеск активности людей, люди почувствовали беду, и они стали создавать организации для защиты своих интересов. В это время возникали общественные организации по защите прав инвалидов, «Блокадное братство», «Бывшие
малолетние узники фашистских концлагерей», советы ветеранов, различные профессиональные ассоциации, например, «Ассоциация хирургов Челябинской области». И я со всеми ними контактировала. В городе появились бомжи, безнадзорные дети. И было востребовано создание новой структуры в администрации Челябинска - комитет по социальной защите населения. И в 1992 я стала заместителем председателя этого комитета. А в 1994 возглавила комитет. Мы начинали с того, что открывали бесплатные столовые, центр для инвалидов «Здоровье» и многое другое. Для детей организовывали приюты, открывали загородные лагеря. Большое внимание старались уделять молодежи.
- А как живется молодежи сегодня? Нужна ли какая-то, объединяющая молодежь, организация?
- Молодежь и раньше, и теперь разная. Мы ведь, взрослые, тоже разные. Кто-то стремиться достичь многого, а кому-то и малого не надо. Для первой категории молодых людей, считаю, надо создавать молодежный совет. А что такое молодежный совет? Это передовой отряд из студентов, старшеклассников и рабочей молодежи. У школьной молодежи есть свои цели и задачи, у студенческой свои, у рабочей молодежи свои, и мы должны отвечать на их запросы, на их интересы. Что допустим нужно старшеклассникам? Хорошо окончить школу, выбрать профессию и желательно не ошибиться. Студенты уже получают профессию. Ту ли? Не ошиблись ли? У рабочей молодежи другие проблемы – где найти работу с хорошей зарплатой, где найти жилье и т.д. Один мой знакомый выразился так: «Молодость – это самый трагичный возраст». Именно в юности человек, не имея опыта, выбирает свою профессию и если он ошибется, то, к сожалению, это очень скажется на его судьбе. И в выборе спутника жизни можно допустить ошибку. Мы должны им помогать в этом разобраться в каких-то вопросах, что-то подсказать.
- Вернемся к комсомолу. Какие интересные мероприятия пройдут в нашем районе, посвященные 100-летию ВЛКСМ?
- Помимо встреч и награждений, что обязательно пройдут к юбилею, мы хотим продолжить работу по благоустройству района: будут проводиться работы по асфальтированию дороги по улице Культуры от улицы Потемкино до улицы Бажова. Расширим тротуар по улице Культуры, 98, там же необходимо сделать парковку. На улице Комарова, 131 стоит магазин, его нужно убрать. Необходимо изменить маршруты общественного транспорта, следующего по улице Комарова в центр города, организовав заезд на улицу Горького к МУЗ КГБ №8. Также нам поступила жалоба о плохих дворовых проездах у дома 131- А по улице Комарова. Будем разбираться.
- Галина Андреевна, Вы уже два года во главе Тракторозаводского района стоите. Какие дела за это время были наиболее важными?
- Есть черта такая у жителей Тракторозаводского района, они настолько любят свой район, настолько трепетно относятся ко всему тому, что связанно с его историей, как ни в каком другом районе. Это я могу вас сказать с полной ответственностью! Когда встал вопрос о реконструкции парка им. Терешкой, была проблема с фонтаном. В наших климатических условиях - фонтан дорогое
удовольствие, 3-4 месяца он работает, потом его надо консервировать. Мы предлагали разные варианты: вместо фонтана огромную песочницу, или каток для самых маленьких. Жители сказали категорическое нет, мы хотим, чтобы фонтан был восстановлен - это наше сердце района, мы его любим таким, какой он был создан в свое время. И все. Куда деваться? На следующий год будем делать фонтан.
Моей заслугой считаю сделанный проспект Давыдова в Чурилово. Понимаете, проспект носит имя первого председателя областной Думы. Я пошла к председателю ЗСО Владимиру Викторовичу Мякушу, и говорю, что сам Бог велел проспект, который носит имя Давыдова, отремонтировать. Он выделил 10 миллионов, город добавил, и появился проспект Давыдова. Это было первое мое доброе дело на территории нашего района. Думаю, не последнее.