Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Как работают с трудными подростками?

Александра ПетренкоГазета «То4ка ЗРения»16 октября 2018
730

Мой классный руководитель в школе № 101 Марина Викторовна Банникова является завучем по воспитательной работе. Мне стало интересно, чем она занимается и как помогает трудным подросткам. Поэтому попросила рассказать ее о своей работе поподробнее.

— Почему подросток называется трудным?

 

— Во-первых, это потому, что есть какие-то отклонения в поведении. У нас есть, свои стереотипы, ребенок возможно и не трудный, а вполне нормальный человек, просто у него своя такая реакция на окружающий мир. Может быть, в семье у него не очень хорошо обстоят дела, может с друзьями все плохо складывается. Из-за этого он отрицательно реагирует на окружающий его мир, переходит определенные нормы морали, и это вызывает у нас неадекватную реакцию, и таких подростков мы называем трудными. Вообще трудные дети иначе еще называются дети с девиантным поведением, то есть поведение их немного отклоняется от нормы.

— Как бороться с трудными подростками?

— Прежде всего, с трудными подростками нужно не бороться, а попытаться их замотивировать. Показать им, что у нас в жизни есть, какие-то определенные устои, уклады, нормы, морали. Показать им другую сторону жизни. Я считаю, что в нашей школе еще не совсем все плохо. На данный момент в детской комнате полиции нет ребят, состоящих на учете.

— Какие задачи Вы выполняете как социальный педагог?

— Мне необходимо установить причины, почему ребенок ведет себя, таким образом, соответственно устранить эти причины и замотивировать его на учебу и на правильные поступки. Но бывает по-разному. Бывает, ребенок мотивируется на верный путь, а бывает, он ставит барьер между обществом и собой, начинает делать еще хуже. И это действительно плохо. Пять лет назад я пришла в эту школу и считаю, что за эти пять лет контингент нашей школы значительно улучшился. В связи с тем, что была проведена огромная работа именно с детьми, которые нарушали нормы морали. Если ребенок не хочет учиться в школе, если он совершил по 10-12 преступлений, то такой ребенок, я считаю, не должен учиться с детьми, которые хотят получать нормальное образование. Поэтому мною было приложено много усилий, чтобы эти дети стали на правильный жизненный путь. Когда родители самоустранялись от воспитания таких детей, некоторые дети попадали в не совсем хорошие компании. В компании наркоманов, токсикоманов, преступников. Был такой случай, одним из таких детей манипулировали плохие дяди и тети. Его использовали в качестве марионетки, он залезал в форточки и обворовывал квартиры. То есть ребенок был еще очень маленький, хлюпенький помещался в форточку, и взрослые дяди этим пользовались. Мама совершенно за ним не следила, поэтому государству приходится брать инициативу на себя и заниматься воспитанием таких детей для того, чтобы в последствии из этого ребенка выросла полноценно развитая личность. Хотя не все подростки, находящиеся в специализированных учреждениях, делают правильные выводы, и не многие впоследствии встают на правильный путь, это очень редко бывает, но все же бывает.

— Как устроена работа с трудными подростками?

 

— Во-первых в школе существует несколько педагогов, которые занимаются личной жизнью подростков. Когда у тех возникают какие-то проблемы – это психолог школы и социальный педагог. Также многое зависит и от классного руководителя, потому что всю информацию мы получаем от него. Поэтому идет такая цепочка – классный руководитель, психолог, социальный педагог и во главе всего этого стоит ребенок со своими проблемами. Прежде всего, все проблемы возникают в семье. Если ребенок что-то натворил, значит, возникли какие-то проблемы в семье, возможно, изначально был неправильно воспитан. Поэтому, прежде всего, если учитель видит проблему в поведении ребенка, сообщает об этом психологу школы. Психолог должен пригласить ребенка на индивидуальную беседу, провести с ним различные тесты. Выяснить уровень его психического, психологического и физического развития, выработать с ним программу, по которой он будет с ним работать, проводить с ним доверительные беседы, выяснять причину его неадекватного поведения. Затем с психологом работает социальный педагог в тесном контакте с семьей. Проводят обследование жилищных условий, смотрят, какая обстановка в семье, на доверительных отношениях общается ребенок с родителями или может он не нужен никому. Выполняют ли родители свои обязанности, проводят беседы с родителями, иногда даже соседей опрашивают. А потом психолог и социальный педагог вырабатывают план действий. В зависимости от ситуации, наставляют на верный путь. Далее мы следим, чтобы дети были заняты в свободное от учебы время в различных секциях и кружках. Работаем с клубами по месту жительства и предлагаем детям заниматься во внеурочное время, какими-то занятиями.

— Какие основные частые причины неадекватного поведения подростков?

— Сейчас участились случаи мелких краж. Приходит ребенок в магазин с компанией друзей и совершает мелкое хищение, а когда выходит из магазина их останавливает охрана. Потом начинают вызывать родителей, и оказывается, что ребенок растет в обеспеченной семье. Но почему, же он тогда идет в магазин и крадет вещи? Значит, родители не досмотрели за ребенком. И действительно, выясняется, что мамы и папы работают целыми днями, не интересуются жизнью ребенка, не знают, чем ребенок живет, чем дышит, чем интересуется, а ребенку просто не хватает общения с родителями.

— Проходят ли какие-то акции?

— В течение года проводятся акции межведомственные, городские. Например, недавно закончилась акция «Образование всем детям». Все дети в России должны быть охвачены образованием, каждый ребенок должен получить среднее образование. В нашей школе работала горячая линия. В ходе акции были проверены все дети, которые потеряли родителей и находятся под опекой, были проверены их условия жизни, дети, находящиеся на педагогическом учете и на других видах учета. Мало того с организациями здравоохранения и инспекцией по делам несовершеннолетних проверялась вся информация о детях, которые не охвачены образованием. Допустим, дети которым по 8-9 лет а они до сих пор не пошли в школу, то соответственно мы должны выяснить, почему ребенок, проживая на нашем участке, не посещает школу. Такие родители должны быть привлечены к административной ответственности за то, что они не выполняют свои родительские обязанности по воспитанию детей. Проводилась работа с детьми, которые у нас получили двойки на экзаменах, то есть которые были отправлены на повторное обучение. В течение сентября они ходили пересдавать и те, кто не сдал, были оставлены на второй год. Были проверены все дети, которые закончили 9 классов, выяснили, куда в итоге они поступили. Скоро будет проходить акция «Защита». Защита жизни здоровья детей, их прав, выявление детей беспризорных, попрошаек, детей, которые подвергаются физическому насилию со стороны взрослых. Также скоро будет проходить акция «Наше здоровье в наших руках», затем будет проходить акция летом «Подросток». Чтобы больше детей было охвачено летним отдыхом в загородных и лагерях при школах.

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях