В жизни практически каждого школьника есть педагог, на которого он хочет равняться. Для молодого учителя истории и обществознания средней школы №27 Дмитрия Александровича Малкова таким кумиром является Раиса Михайловна Карпова. Именно она вложила в него желание стать настоящим педагогом, каковым является сама.
Дмитрий Александрович, в какой момент своей жизни Вы поняли, что хотите стать учителем?
До сих пор не могу ответить на этот вопрос. В 8 классе на уроке истории меня осенило, что я буду преподавать именно этот предмет и вернусь в свою школу после окончания вуза. Это загадка до сих пор для меня самого.
Скоро 1 сентября. Волнуетесь ли перед первой встречей с учениками?
Интересный вопрос. Я и сам задавал его себе. У меня нет особого опасения. Сейчас я спокоен. Перед торжественной линейкой мое сердце начнет чаще биться. Этого волнения никак не избежать. Думаю, что все будет хорошо. Из своего класса нескольких человек знаю лично, а остальных - заочно. Их уже люблю. Я хочу создать коллектив, похожий на тот, в котором учился сам. Мы с одноклассниками до сих пор общаемся и готовы помочь друг другу. Буду работать над тем, чтобы в классе были творческие, умные, порядочные, активные и креативные дети.
Очень закалила работа в детском оздоровительном лагере «Лесная застава». Я не боюсь общения с ребятами и новыми людьми.
От многих учителей часто слышишь, что дети невоспитанные и бестолковые. Как будете общаться с такими учениками?
Индивидуально. Все дети разные, и к каждому нужно найти свой ключик. По-другому никак. Бестолковых и бездарных детей не бывает. Иногда талант находится глубоко внутри ребенка, и его нужно «достать». Для педагога будет очень лестно и приятно увидеть ученика, когда тот раскроется и покажет свои способности.
По-Вашему мнению, каким должен быть идеальный ученик?
Сложный вопрос. Ребенок, который сидит прилежно за партой, постоянно готов к уроку и всегда хорошо себя ведет, - это шаблон. Таких детей не бывает и не должно быть. В моем понимании, идеальный ученик должен красиво выражать свои мысли, уметь поддержать беседу, иметь некую искорку в глазах. И главное - разграничивать общение на уроке и на переменах.
В ВКонтакте увидела пост «До первого сентября осталось всего ничего. Я так не хочу идти в школу, даже сильнее, чем когда училась сама. Елена, 32 года, учитель». А Вы через несколько лет будете думать также?
Сейчас не могу ответить на этот вопрос. Мне нужно подождать еще лет 10. В данный момент иду в школу с нетерпением, я ждал этого момента с 8 класса. Если учитель начинает так говорить, то ему нужно менять свою деятельность.
Многие дети не любят историю. Что будете делать, чтобы данный предмет вызывал интерес?
Буду его интересно преподавать. Нужно давать информацию школьникам так, чтобы они увлеченно слушали. По этому поводу вспоминаю историю с практики. Изучали тему о первых царях. Смотрю на часы и вижу, что у меня осталось буквально 3 минуты до конца урока. Говорю детям, что сейчас прозвенит звонок, и вдруг слышу недовольные возгласы и вздохи. Такое выражение эмоций дорого стоит.
Говорят, что ЕГЭ по истории хотят сделать обязательным предметом. Как Вы к этому относитесь?
Как учитель, я не особо рад. Сдавал этот предмет в 9 и 11 классах. И знаю, что это сложно. Если сяду сейчас решать ЕГЭ, то не наберу 100 баллов. Хотя обладаю немалым запасом знаний. Нужно обладать везением или знать огромное количество информации. Но мы живем в России, поэтому должны знать её историю. Я считаю, что этот учебный предмет не менее важен, чем русский язык.
Уроки, домашние задания и оценки... Это скучно. Как изменить положение?
От этого никуда не деться. Когда ребенок заинтересован, у него всегда будут хорошие оценки, процесс обучения доставляет ему удовольствие. Если нравится учебный материал, можно же и не делать домашнюю работу. История из моей школьной жизни. Однажды на уроке физики изучали новую тему, готовились к лабораторной работе. Я слушал внимательно объяснение учителя. На следующий день пришел в школу без домашней работы, был уверен, что не спросят, потому что имел хорошие оценки. Но меня вызвали к доске. Я вышел и рассказал все, что проходили на уроке. Тогда впервые получил пятерку за пересказ параграфа.
Дети любят проверять молодых учителей: подкладывают кнопки, хамят, игнорируют замечания... Что в таких ситуациях будете делать?
Да, возможно и такое будет, в школе №27 меня знают практически все. На первом уроке я сразу обозначу правила поведения.
Ученик и учитель - это «единое целое». Дети черпают от педагога новые знания, а педагог - от детей. Всё взаимосвязано. Это процесс, который невозможно остановить. Всегда дети будут зависеть от учителей, а учителя - от учеников.
Дмитрий Малков считает, что педагог может повлиять на судьбу ребенка. Неверно сказанное слово, неправильный совет могут привести как к положительному, так и к отрицательному воздействию на судьбу ученика. Очень важно обдумать все слова, которые хотел сказать ребенку. Надеюсь, что у моего собеседника все намеченные планы исполнятся. Пусть он не испытает разочарования от педагогической деятельности.
луиза хажипова,
16 лет