Рано или поздно в жизни большинства родителей наступает тот момент, когда ребенок впервые в жизни идет в школу сам. И, если это происходит достаточно рано, а не в 10 -11 классе, то, переживаний у обеих сторон данного процесса - хоть отбавляй. Ребенок волнуется, боясь ошибиться, родители переживаю, все ли хорошо у ребенка. А значит, лучше продумать все до мелочей заранее, составив с самостоятельным, отныне, школьником подробный маршрут, чем нервно смотреть на часы все те 10-15 минут, пока он не отзвонится из раздевалки или от условленного светофора.
Что нужно учесть, составляя такой маршрут, как и о чем говорить с ребенком, на что смотреть, а чем можно пренебречь расскажут вам сегодня эксперты центра «Движение без опасности».
-Прежде всего, родителям следует заложить основы понимания ребенком того, что происходит на дорогах, и уровня опасности, которая грозит ему в случаях нарушения правил правильного поведения на дорогах. Это позволит избежать бессмысленного девиантного поведения ребенка, которое свойственно им в подростковом возрасте, - подчеркивает шеф-тренер экспертного центра Владимир Бахарев.
А закладывать основы лучше всего на практике, фиксируя затем в графическом режиме. Дети, в большинстве своем, визуалы, и яркая картинка с зафиксированным маршрутом придется им больше по сердцу, нежели список или ваш подробный рассказ перед каждым выходом.
Кроме того, дети воспринимают действительность несколько иначе, чем взрослые. У них иначе работает внимание, другая скорость реакции, минимальный жизненный опыт, не сформировано ощущение угрозы и есть склонность к познанию мира через неоправданные, порой, риски.
Разберемся, как должен выглядеть ваш маршрут, что в нем должно быть, а чего быть категорически не должно.
- Прежде всего, маршрут должен быть безопасным, не только с точки зрения дорожного движения, но и с точки зрения прочих факторов влияния. Составьте его так, чтобы он пролегал исключительно по людным местам и освещенным улицам, избегая дворов, гаражей и т.п.
- Постарайтесь рассчитать путь так, чтобы маршрут затрагивал как можно меньшее количество дорог, даже если итоговое время выйдет на 2-3 минуты длиннее.
- Самое важное, чего следует избегать в вашем маршруте- перехода дороги в неустановленном месте и нерегулируемого пешеходного перехода. Это точки повышенной опасности, которые ребенок посещать не должен, тем более в одиночку.
- В случае, если есть выбор, отдайте предпочтение подземным или наземным переходам, где у ребенка нет шансов выйти на дорогу.
- Если ребенку предстоит проехать несколько остановок на общественном транспорте, выберите те остановки, на которых он должен сесть на транспорт и сойти с него. Заранее договорившись, что пеших прогулок на такие расстояния не предусматривается, а о всех форс-мажорных обстоятельствах (проблемы на дороге, подвозят родители друга, потерял деньги на билет) ребенок обязательно предварительно сообщает по телефону.
Говорить с ребенком, обсуждать маршрут, который вы строите, рассказывать, что и почему – обязательно. Так как первый и основной гарант безопасности – понимание.
О чем обязательно надо поговорить с ребенком в ходе построения и отработки маршрута.
- Почему нельзя переходить дороги где- попало.
Расскажите о том, чем грозит такой переход. Что водитель может не увидеть пешехода, не успеть затормозить, что тормозной путь машины обусловлен законами физики, а не человеческими желаньями.
-Объяснить, что быть живым, лучше, чем очень крутым или даже правым.
Ребенок должен отчетливо понимать, чем может окончиться столкновение машины и человека. С какой скоростью движется автомобиль, как быстро он появляется и как медленно останавливается. И внимательно смотреть по сторонам, даже когда загорается зеленый свет.
-Лучше опоздать, чем не прийти.
Безопасность важнее, чем начало урока и даже начала любимого мультфильма. Спешить и нарушать правила – значит подвергать себя неоправданному риску.
- Зеленый свет – тоже повод быть внимательным.
Зеленый свет на светофоре горит в течение определенного времени. Даже если у светофора нет цифирного отсчета, ребенок должен знать, как долго горит разрешающий сигнал в данном месте и уметь рассчитывать время перехода, чтобы не оказаться в середине дороги, когда сигнал поменяется.
- Мобильный телефон, наушники и капюшон могут быть источниками опасности
Поговорите с юным пешеходом о вежливости и уважении на дороге. О том, что слышать и видеть сигналы, которые подают нам другие пешеходы и водители – крайне важно. СМС можно прочесть позже, музыку послушать тоже в спокойно обстановке. Пешеход идущий по дороге должен быть собранным и внимательным, слышать и видеть все, что происходит рядом с ним и обращать внимание на важные для него вещи.
- Дождь и зонт
Видимость из-под зонта тоже несколько ограничена, о чем надо помнить, подходя к пешеходному переходу, да и просто идя по улице. Пусть ребенок выберет удобное положение, в котором ему все видно. Подумайте вместе, какой зонтик будет лучше видно в дождь, и пусть ребенок берет с собой именно его. Расскажите о том, что машинам тоже бывает скользко, и в дождь нужно быть вдвойне внимательным.
- Двигаться дальше от проезжей части
Ширина современного тротуара позволяет идти плечом к плечу нескольким людям. Предложите ребенку мысленно провести линию посередине дороги и двигаться исключительно по той половине, что дальше от проезжей части.
- Световозвращающие элементы
Помните, что светоотражающие элементы помогают водителям раньше видеть пешеходов. Выбирайте одежду для детей, а также школьные сумки, со встроенными световозвращающими вставками. Подробнее о том, как правильно «сиять» в свете фар вы можете узнать тут https://bezdtp.ru/bezdtp/ru/article
Превратите постройку маршрута в занимательную игру, где правильный маршрут пролагает мимо раскаленной лавы, опасных джунглей и т.п. На первое время определите для ребенка реперные точки маршрута, с которых он должен вам позвонить и рассказать о своих успехах.
И помните, что, обучая своих детей правилам поведения на дороге, главным и самым важным примером для них являетесь вы сами! Будьте достойны своих детей и их уважения. Будьте в культуре!
Информационно-пропагандистская кампания «Культура на дорогах» реализуется Российским Союзом Автостраховщиков при поддержке Госавтоинспекции МВД РФ, Министерства Транспорта РФ, Министерства Образования и Науки РФ, экспертного центра «Движение без опасности» в рамках Поручения Президента и реализации Стратегии повышения безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы