Эти слова сказал Сергей Михайлович Золотов, занимавший тогда должность главного врача районной больницы г. Нязепетровска, заведующей поликлиникой Светлане Александровне Счастной. Даже врач в какой-то мере должен обладать актерским мастерством, чтобы настроить пациента на выздоровление и заставить поверить в себя.
Светлана Александровна, каким образом Вы оказались в стенах медицинского института?
В детстве мечтала стать учителем. И после 7 класса решила уехать из дома в самостоятельную жизнь. Но мамочка мне сказала: «Нет, ты еще маленькая, сиди дома». Так и доучилась до 10 класса. А там уже поменялись ценности, изменились и стремления.
После окончания школы решила поехать обязательно в Москву. Почему- то во второй медицинский, не в первый! Не рисковала, думала, что во второй проще будет поступить. Лежу себе, мечтаю, заходит мама и говорит: «Девчонки все едут в Тюмень, в медицинский институт. Едешь?» Ночь. А где эта Тюмень, куда ехать?! Ну, ладно, думаю: «Москва или Тюмень. Какая разница!» Поехала. Нас было больше 10 человек. Я сдала первый экзамен на пятерку и автоматически стала студенткой Тюменского государственного медицинского института. Помогла медаль.
Этот институт был молодой. Наш курс - всего третий набор. Шикарный преподавательский состав. До сих пор помню педагогов по имени и отчеству, хотя почти полвека пролетело.
Трудно ли было учиться?
В 10 классе больше внимания уделяла биологии и анатомии. Я очень любила в школе химию, которую вела моя любимая учительница Римма Алексеевна Каширина. Мы обожали этот предмет. Было легко учиться и в школе, и в институте. Коллектив хороший, преподаватели отличные. Никаких трудностей при обучении не испытала. Крови я не боялась, таскали трупы из одной аудитории в другую. Тюмень росла и развивалась. Строились предприятия по переработке нефти и газа. Первый год жила на квартире, и однажды хозяйка увидела, что я из сумки достаю кулечек, а в нем - сердце. Ей стало плохо, она упала в обморок. А мы на занятии не успели рассмотреть клапаны, строение сердца. Этот мешочек я унесла в дровяник, и кошки у меня его потом стащили.
Интересно было учиться. Все равно азы нужны на протяжении всей жизни. Чтобы стать хорошим специалистом, надо учиться с первого дня.
Помните своих первых пациентов?
Конечно, помню. Даже фамилию. И фотография была. Правда, муж порвал ее недавно. Это пациент Кулавский. Он за мной как хвостик ходил. Ему делала первое внутривенное вливание. Я и в Нязепетровске помню своего первого пациента. Это был Лёня Хомутов. Он поступил с обостренным гастритом. Ответственность большая: правильно поставить диагноз, лечение назначить. Но у нас были очень хорошие доктора. Лидия Ивановна Зубкова, Тамара Григорьевна Беляева - это мои любимые наставники. Они помогали, опекали меня. Работать было легко и интересно.
С каким настроением шли на работу?
С хорошим. И сейчас тоже. Я закончила учебу в 1971 году и родила сына, уже через семь месяцев вышла на работу. Мы жили на улице Калинина, и заведующая терапевтическим отделением каждый день проходила мимо нашего дома. И вот маленький годовалый сын говорит: «Мамочка, скорее одевайся, тетенька с родинкой уже прошла».
Мне помогала мама. Я обслуживала свой участок. Нужно обязательно за день пройти 6 адресов. Старалась, как можно быстрее обежать пациентов, чтобы скорее вернуться домой. В то время машину не выделяли. К больным прибежишь, они для тебя чайничек поставят, чаем напоят, и только потом начинаешь заниматься с ними. Значит, им уже лучше, идут на поправку.
Для меня больной, в первую очередь, - личность, а только потом - пациент. Вспоминаю сегодняшний случай. На обходе спрашиваю больную: «Как Вам сегодня спалось?» А она отвечает: «Ой, спала, как убитая. Вы же не зря на меня вчера поплевали». Я призадумалась. Потом вспомнила, что произнесла слова: «Тьфу-тьфу-тьфу». Иногда даже и не подумаешь, что это может как-то отразиться на здоровье человека.
Не секрет, что врачи тратят много времени на работу. Как к этому относятся члены Вашей семьи?
Хорошо, потому что мой муж тоже врач. Я ему говорю: «Вить, я больше не могу. Можно, не буду ходить на работу?» А он мне отвечает: «Как хочешь, мамочка. Можешь не ходить». И дети тоже хорошо относились. Они в детстве говорили: «Наша мама бывает в двух состояниях: либо кричит, либо молчит». За день столько наговоришься, что дома помолчать хочется.
Муж помогал, кухня на нем всю жизнь, и сейчас тоже. Честно говоря, я больше помню, как росли мои внуки, чем дети. Они выросли очень быстро. Сейчас, может быть, как-нибудь по-другому было бы. Вижу, как внуки пишут сочинения, спрашиваю у мужа: «Наши-то хоть писали?» Он отвечает: «Писали, а я проверял».
На улице или в магазине встречаются пациенты, задают вопросы по поводу своих болезней. Вас это не напрягает?
Нет. Я иду домой 1,5 часа, вместо 10 минут. Меня не только на улице встречают, мне и на телефон звонят вечером. Когда звонок не раздается, даже чего-то не хватает.
Светлана Александровна является самым популярным доктором в городе. И это слава не одного дня, а 46 лет, из которых 36 лет - заведование районной поликлиникой. У нее много грамот. Она является отличником здравоохранения, ветераном труда, Лауреатом премии губернатора Челябинской области. Поговорив со Светланой Александровной, поняла, что врач - действительно, актер на своем поприще.