Если выбрать несколько детских досуговых учреждений и пройти по ним, можно увидеть огромное количество разных спортивных секций – от хореографии до тяжелой атлетики. Как правило, родители приводят детей в спорт в юном возрасте, например, гимнасток принимают уже в 3-4 года. И основная цель физической активности ребенка – это развитие физических качеств, дисциплинирование и укрепление здоровья. Однако, как мы уже знаем, спорт имеет неоднозначное воздействие на здоровье человека. Конечно, в большинстве случаев физическая нагрузка влияет позитивно, пока человек занимается «для себя». Но как только к слову «спорт» добавляется слово «профессиональный», здоровье заканчивается. В какой момент происходит переход от оздоровления к разрушению организма?
«Быстрее, выше, сильнее» - это на грани - а иногда и за гранью - человеческих возможностей. Нет ни одного профессионального спортсмена в мире, здоровье которого было бы идеальным. Травмы и повреждения проявляются в разной мере. Будучи профессиональной спортсменкой в прошлом, я представляю это как никто другой.
Раскрыть эту проблему я хочу на реальных историях профессиональных спортсменов. Таких историй здесь четыре: совсем непохожие друг на друга истории успеха и падений четырех разных девушек в возрасте от 15 до 20 лет. Имена героинь изменены.
Алена (17) с четырех лет занимается парным фигурным катанием. Сегодня она – одна из лучших фигуристок Московской области. Однако, как говорит сама девушка, через полгода она закончит спортивную карьеру: причина – беспокоящая старая травма.
В 15 лет на одной из тренировок девушка падает с опасной поддержки и ломает ногу. Перелом оказался тяжелый, Алена переживает несколько сложнейших операций и, как итог, остается на всю жизнь со спицей и шурупом в ноге. «У меня не было страха перед операциями, - признается девушка, - я боялась, что больше не смогу встать на коньки и восстановиться окончательно». К сожалению, страхи Алены сбылись – после интенсивного курса терапии она долго не чувствовала боли во время выполнения прыжков и каскадов, но спустя время боли вернулись и обрели новую силу. «Самое страшное – это когда перед прокатом (спортивный сленг – перед соревнованиями) тренер спрашивает, мол, не болит, и ты говоришь нет, а на деле уже просто не чувствуешь ноги – съела утром половину упаковки обезболивающего», - рассказывает Алена, вытирая слезы.
Для жизни травма неопасна, однако карьера в большом спорте для девушки теперь закрыта.
Ирина (15) – гимнастка. Уже в таком юном возрасте спортсменка была вынуждена закончить карьеру из-за травмы спины. Она выступала в групповых упражнениях сборной области, на одном из упражнений команда уронила ее с поддержки. «Ты лежишь на ковре, но не чувствуешь боли, - говорит Ирина. – А весь мир для тебя – замедленная съемка. То есть ты почти не слышишь, что говорят врачи и тренеры, не понимаешь, куда тебя везут и что за процедуры тебе делают». О тренировках после такой травмы не может быть и речи: научилась бы ходить. Да и удар оказался настолько сильным, что девушке становится тяжело преодолевать большие расстояния пешком, не говоря уже о том, чтобы надевать туфли на каблуках. «Врачи запрещают их носить – говорят, слишком большая нагрузка на позвоночник», - рассказывает Ирина. В ее расписании тренировки заменились на ЛФК и посещения мануального терапевта.
Анна (20) закончила карьеру только в этом году, хотя тренировалась с повреждениями много лет. Первая травма пришлась на стопу. Стопы – самая уязвимая часть тела гимнастки, ведь все упражнение выполняется на носочках, или, как говорят гимнастки, на полупальцах. Из-за длительных тренировок нередкое явление – «усталостный перелом»: раздробление косточек стопы из-за перенапряжения. Характеризуется такая травма отсутствием болевых ощущений первые несколько месяцев. «Иногда усталостные переломы вообще замечают, когда делают операцию по другому профилю», - рассказывает Анна. – «Я жила с тремя усталостными в стопе почти полгода – считала боль лишь плодом моей фантазии». Вторая травма – коленная чашечка. Здесь пришлось оперировать и проходить долгий курс реабилитации в больнице. «Это страшно осознавать, что тебе всего 19 лет, а ты не можешь встать на ноги без костыля и посторонней помощи. В такие моменты перестаешь верить в изначальное предназначение спорта», - считает девушка. Сейчас с ее травмами она может заниматься лишь бассейном и иногда фитнесом.
Эта история несколько отличается от других. Юля (17) – бывшая гимнастка, также закончившая из-за травмы. «У меня очень нетипичное телосложение для художественной гимнастики, - рассказывает она, - тонкая талия, но сильные мощные бедра и большая грудь». Тренеры часто говорили спортсменке о том, что она толстая и нужно сбросить вес. Однако как ни сбрасывай, грудь не уменьшалась – приходилось затягивать эластичным бинтом – вдохнуть практически невозможно. «Когда тебе постоянно говорят, что ты толстая, ты в это обязательно веришь. И борешься как можешь. Будучи неразумным ребенком, в 15 лет я залезла в Интернет и нашла «быстрый и легкий способ похудеть» - есть, а затем искусственно вызывать рвоту», - признается Юля. Последствия такого похудения «аукнулись» позже, в 17, - девушка заметила, что не поправляется от количества съеденного, а напротив, очень теряет в весе. За месяц Юля похудела на 7 килограмм, врачи вынесли вердикт – булимия. «Я ем, а еда не усваивается, что ли. Буквально через полчаса после еды меня рвет. Приходится есть то, что организм принимает – кефир и детское питание», - говорит девушка. Сейчас состояние Юли постепенно приходит в норму после курса антибиотиков и ряда медицинских процедур. Однако, девушка далека до полного выздоровления.
Когда я, уже веселая, рассказываю про свои давние травмы, один мой друг внимательно смотрит мне в глаза и спрашивает: «А сейчас мне скажи: оно того стоило?». И я затрудняюсь ответить на этот вопрос. Окупаются ли жертвы, что приносят спорту? Стоят ли награды всех этих травм?
Я – безусловно – обеими руками за спорт. За тот, что делает людей лучше, сильнее и физически совершеннее. Но не поддержу спорт, который ломает, который перечеркивает жизнь как повседневную, так и спортивную. Не стоит спортивная карьера, даже самая блистательная, тысячи сломанных судеб и тел.