Александр Николаевич Некрасов семь лет работает инструктором на автомобильно-транспортном предприятии. По его словам, не всегда виновником ДТП является водитель транспорта.
Александр Николаевич, сколько Вам было лет, когда получили водительское удостоверение?
Впервые за руль мотоцикла я сел в 15 лет, а права получил в 16. Это было модно в 1987 году. Машины имели немногие. После службы в армии полгода учился на категорию В и С. Категория В даёт право на вождение легкового автомобиля, С - грузового, Е - грузовой машины с прицепом, а D - автобусом. Это профессиональные категории.
Каким должен быть инструктор? Что входит в Ваши обязанности?
В первую очередь, нужно научить курсанта управлять автомобилем. Быть спокойным, терпеливым, справляться с нервами, не каждый человек способен к учению.
В мои обязанности входит научить учеников правильно водить автомобиль, применяя знания ПДД. В процессе вождения по городу периодически проверяю знания дорожных знаков, правил.
Новички часто ошибаются. Как Вы на это реагируете?
Чаще всего спокойно, понимаю: курсант пришёл учиться. Если с первого дня ругаться, это «как палкой бить по рукам». Объясняешь каждый день одно и то же, но ошибки повторяются. Бывает, не выдержишь: все мы люди, нервы не железные. К каждому курсанту нужен индивидуальный подход. Кому-то на обучение хватает месяца, а кому-то и 3-х недостаточно. Своим ученикам помогаем: когда они завалят экзамен, ещё тренируемся, если это курсанту нужно самому.
Вы давно работаете инструктором. Какая категория населения чаще всего учится в автошколе?
Сейчас это школьники и люди среднего возраста (в большинстве женского пола). Лучше всего учиться десятиклассникам, потому что в 11 классе начнётся подготовка к ЕГЭ.
В настоящее время на дорогах стало много автомобилей. Некоторые не могут представить свою жизнь без машины, хотя в молодости я с вокзала ходил пешком. Сейчас же вызовут такси.
Автомобиль упрощает жизнь?
Сейчас он экономит время, но, с другой стороны, здоровье-то не увеличивает, надо больше двигаться. Автомобиль - такая штука, к которой быстро привыкаешь. Лень пройти 300 метров до магазина, садишься за руль и едешь. Эта привычка не очень хорошая.
С какими страхами чаще всего сталкивается будущий водитель?
Конечно, это экзамен. Учеников трясёт очень сильно. Одна девчонка говорит: «Я окончила институт, столько сессий сдала, но так не боялась экзаменов, как этого!» А еще курсанты боятся первого выезда в город, хотя уже 20 часов откатано на автодроме.
Часто ли ученики создают опасные ситуации на дорогах?
Не так часто. Рассказываем, как в каких ситуациях правильно действовать, подсказываем вовремя и можем даже выправить руль и остановить автомобиль. У меня есть дополнительные педали сцепления и тормоза. Конечно, были мелкие случаи, когда съезжали с дороги.
У машины есть свои минусы: повышения цен на бензин, частые ДТП, пробки. Это всё усложняет жизнь. Может человечеству стоит перейти на велосипед?
Конечно, надо больше двигаться, но во времена технического прогресса это невозможно. Раньше грузы перевозили ж/д транспортом, сейчас увеличиваются автомобильные грузоперевозки, потому что это выгодно. Думаю, что в ближайшее время человечество от автомобиля вообще не откажется, несмотря на повышенные цены на бензин. Что касается пробок: в больших городах расширяются дороги, увеличивается число развязок. В Нязепетровске и то сложнее стало ездить, иногда даже на светофоре небольшие пробки возникают.
Александр Николаевич считает, что в школах необходимо проводить уроки ПДД, потому что многие юные пешеходы нарушают правила. Он советует ученикам, которые подошли к пешеходному переходу, убедиться, что автомобиль останавливается, только потом совершать переход. В зимний период на скользкой дороге транспорт трудно остановить в нужный момент.