Стою на крыльце Челябинского Молодежного театра. Три десятка людей пришли на открытую хореографическую репетицию спектакля «Душа подушки» по пьесе Олжаса Жанайдарова.
Собираются дети и взрослые. Самому маленькому участнику на вид лет пять. Заходим в здание, нас с улыбкой встречает милая девушка-администратор: «Берите браслетик, календарь и обязательно карту событий».
Большой светлый зал с изящными люстрами. Звенит первый звонок…второй…третий… Как будто и вправду спектакль начинается. В фойе потухает свет… Никто не двигается, все чего-то ждут. Выходит мужчина в оранжевой футболке: «Прошу подойти ко мне, сейчас мы пройдем в репетиционный зал через весь театр, прошу быть внимательными, если вы потеряетесь, то мы с вами прощаемся». Приободренные такой просьбой идем по узкому коридору мимо комнаты с декорациями. Веревки, мешки, куклы… Даже как-то жутковато. Пахнет свежей древесиной. Заходим в репетиционный зал. Со всех сторон синие шторы, лампы, свисающие с потолка, дают хорошее освещение.
Так много людей, что даже стульев не хватает. Нас приветствуют режиссер-постановщик Александр Черепанов и режиссер по пластике Светлана Новикова. Задача с рассадкой решается сама собой, так как Светлана зовет нас на разминку. «Ну что, разомнемся? – спрашивает она. – Ложимся на пол, хорошенько вытягиваемся и перекатываемся». Проделав несколько таких упражнений, мы переходим к самой пластике. Присоединяются актеры. Участники пытаются повторить за Светланой, то опускаясь на пол, то поднимаясь снова. «Остановитесь в этом положении и представьте, что обе ваши стопы прилипли к полу, плавно покачиваемся, – говорит Светлана. – Хорошо, теперь садимся на пол. Ваша задача сесть в позы, в которые вы никогда не садились, которые не свойственны человеку». Каждый участник пробует сотворить какую-то фигуру, но руководитель усложняет нам задачу: «Теперь объединяемся в пары, каждый раз меняя партнера». Участники садятся в весьма странные позы, но главное здесь – фантазия. «Все, теперь можете идти на фотосессию», – шутит Светлана. И незамедлительно следует бодрый ответ Александра: «Они уже на фотосессии, просто не знают об этом». В зале раздается легкий смешок. Попутно кто-то пытается сделать фотографии всего происходящего, но это очень сложно, ведь участники ежесекундно меняют положение своего тела.
«А теперь сядьте туда, куда бы вы посадили зрителей» –предлагает Светлана. Мы поспешно садимся в одну и ту же часть зала. «Сейчас зайдет сектант и будет читать вам лекцию», – шутит Александр. Ни о чем не подозревая, мы ждем. «Что же должно произойти?» – слышу сзади. Вдруг актеры начинают сооружать небольшую конструкцию из одеял и подушек.
– Можно мы на вас поэкспериментируем? – спрашивает Александр.
– Конечно, – хором отвечает заинтересованная толпа.
Начинается репетиция сценки из спектакля. Удивленные зрители внимательно следят за каждым шагом актеров. Они медленно и плавно переходят от человека к человеку (в зале), как будто рассматривая и заговаривая каждого.
Вдруг музыка резко меняет темп с медленного на быстрый. Актеры бегают, прыгают по паркету и…. раз… все упали…
– Ну, как вам такое прямое общение? – спрашивает нас Александр.
– Жутковато, – отвечает девушка слева от меня.
– Вы были как бы внутри спектакля.
– Там девочка испугалась, когда я к ней резко подползла, – добавляет одна из актрис, улыбнувшись.
– Очень интересно и необычно! – отвечает кто-то в другом конце зала.
Начинается репетиция другой сцены. Актеры берут подушки и начинают ходить между нами, продолжая переползать то к одному, то к другому.
– Двигаемся линейно, только по прямым – острые углы с четкими переключениями, – говорит Светлана актерам.
– Взаимодействуйте с людьми больше, что вы их боитесь-то, – добавляет Александр.
– Ребята, то, как вы падаете и то, как встаете, – это совершенно разные положения, помните об этом? – вступает Светлана.
– Нет, не помнят. Да, пока Оля и Настя говорят свои слова, все остальные лежат, когда они прекращают говорить, перемещайтесь по сцене, – объясняет Александр.
А теперь один из персонажей спектакля должен перечислить еду, которую ел на ужин.
– Оля, быстрей говори, быстрей! – поторапливает режиссер, – А остальные, тоже двигайтесь поживее. Представьте, что вам деньги дают: «Где деньги, где деньги – аванс!» Только не бегите…. Продолжаем.
У нас дух захватывает. Все сидят и внимательно наблюдают за происходящим.
– Только не надо Джульетту играть, – замечает Александр.
Актеры тут же исправляются.
– А вот здесь можешь и пострадать, – Александр садится на мат и страдальчески произносит: «Мне зарплату не выдалииии!». В зале раздается хохот.
Судя по всему, сцену репетировать закончили. Все актеры садятся в центр, и вдруг неожиданно начинается битва подушками. Они бросают их в зал, а мы в ответ – обратно.
– Ну, как вам? – спрашивает Александр.
– Отлично, – отвечаем мы.
– На этом, я думаю, закончим.
Восторженные зрители не хотят уходить, еще на утихают хлопки подушек, а мы тем временем подходим к режиссеру по пластике Светлане Новиковой и задаем несколько вопросов.
– Что значит перформативная постановка и чем она отличается от спектакля?
– Слово «перформанс» изначально имеет много определений. Но для меня, в первую очередь, это живое действие. У нас есть определенные задачи, по которым действует актер, то, внутри чего все это может варьироваться. То есть многое на сцене происходит случайно. Я не могу сказать, что именно в данный момент времени актер будет находиться в этом месте. В спектакле же, как правило, все застроено.
– Какую роль танец обычно играет в спектакле?
– Это дополнительная выразительность. Все, что в синтезе искусства, более богато. Даже если кто-то плохо поет, но он поет, это уже добавляет какой-то окрас. Все имеет место быть. И, мне кажется, чем богаче арсенал у актера (танцевальный, вокальный), тем лучше – интереснее наблюдать.
– Как танец передает эмоции?
– Манерой. Но на самом деле это может быть передано и композиционно: за счет динамики, движения.
– Любой ли человек может научиться танцевать или это определенная способность? И что для этого нужно?
– Если мы не говорим о классическом балете, то, конечно, я считаю, что любой человек может научиться. Для этого нужно лишь желание, амбиции, постоянное преодоление себя, нужно отрекаться от своих страхов, не смотреть в зеркало – не оценивать себя. Единственное, можно провести самоанализ. Главное – попасть к нужному хореографу.
И вот я выхожу из Молодежного театра, спускаюсь по его крыльцу и вдруг понимаю, что сбылась моя мечта. Я побывала за кулисами, посмотрела на то, как репетируют актеры и по-настоящему окунулась в атмосферу театра.