Заканчиваются основные уроки… Сначала вихрь «наиболее уставших» детей уносится из лицея. Затем, уже осторожней, к выходу пробирается следующая волна, немного задерживающаяся у столовой. Наконец, неспешно уходят певцы и танцоры, олимпиадники, корреспонденты «Переменки»…
Остаются только учителя…
…И вот тогда они выходят из своих кабинетов, покидают свои Арараты тетрадей – и начинается разговор.
Разговор преимущественно женский – в лицее не так много педагогов-мужчин и то, из них ближе к трем-четырем часам дня можно увидеть, как правило, только Александра Александровича Строкина.
Разговор преимущественно закодированный – это похоже на какую-то магию, когда слышишь уверенный, сильный голос педагога, но слова проходят через тебя, словно через сито.
Разговор преимущественно не терпящий «чужих»:
– А чего это здесь девятые классы бродят?
Вот такое строгое удивление, омолодившее меня на целый класс…
Итак, к концу дня образовываются две "локации-беседки".
«Очажки» – коридоры наполняются группами учительниц разных предметов и возрастов от двух до четырех человек. Лицей словно превращается в поле невидимых химических реакций – молекулы-учителя реагируют друг с другом, образовывают связи, распадаются, собираются в другом месте. Притом, это сложное движение не нарушает общего покоя.
Обычно в таких «соединениях» идут беседы на школьные и бытовые темы. Учительницы проявляют в этих разговорах всю свою многогранность – рассказывая о рабочих буднях, они раскрываются...
«Двойки, может, на диалог быстрее повлияют…» – чуть-чуть строгие.
«А еще дети меня поправляют! Ударения…» – восхищается одна учительница русского языка. Терпеливые и добрые…
«8 часов – я прибежала. Как на беговой дорожке…» – загруженные донельзя…
- Что, так простыла сильно? - У меня, наверное, инфекция… Участливые…
Ну и еще, если все-таки сможете уловить какие-либо слова в коридорных переговорах, то есть высокая вероятность подцепить предварительные результаты последнего экзамена или пробника…
Но бывает и так, что учительницы уходят дальше, в чащу лицея…
«Лаборантские» – это вовсе отдельные миры. Не может простой смертный ученик постигнуть во всех деталях, что там происходит. В лаборантских вершатся судьбы, творится будущее, наспех поглощается кофе и ведутся доверительные беседы учительниц…
Они бывают «развлекательного характера» – если лицеисты смеются и весело общаются на переменах за пачкой смартфонов, то учительницы – после уроков за коробкой конфет. Из лаборантской, где завязалась светская беседа, так и тянет этой приятной атмосферой…
И «личного характера». А вот об этом никому знать не дано. Единственное, конфет в таких случаях как правило не наблюдается…
Просто почувствуйте эту магию… Герой рассказа О. Генри «Голос большого города» пытался понять, как общается с людьми многомиллионный Нью-Йорк. Чтобы дать ответ, тому журналисту пришлось бродить по улицам целые сутки.
А каким вам представляется голос лицея? Визг и бесконечный топот перемены? Голодная возня в столовой? Необычные звонки?
А вы останьтесь в школе подольше. Прислушайтесь…
Спокойно. Тихо. Изредка донесется обрывок какого-нибудь осторожного разговора учительниц или приглушенный женский смех из ближайшей лаборантской…