Кто всегда готов наградить этими двумя словами учеников, «застрявших» у доски с чем-то невообразимым, вместо решения? Тот же, кто всегда готов поделиться на перемене чем-нибудь из своей жизни – какой-нибудь удивительной, или печальной, или захватывающей историей.
А делиться есть чем – Валентина Михайловна Кутепова преподавала в школе №11 еще в те времена, когда никто и не помышлял о «лицее №11». Об этом и расскажет…
- Как вы пришли в лицей?
- До лицея я четыре года работала в другой школе. В 124-ой – «восьмилетке» (прим. автора: в советские годы дети учились по десятилетней или восьмилетней программе так же, как сейчас – по одиннадцати- или девятилетней). В какой-то момент наше учреждение решили соединить с «десятилеткой». Изменились условия – педагогам не понравилось. Одной из моих коллег была родственница Екатерины Павловны Балашовой, бывшего директора тогда еще 11 школы. А там как раз математика не хватало…
Мама дорогая! Валентина Михайловна работает в лицее уже 44 года…
- Как долго вы занимались классным руководством?
- Я выпустила, кажется, четыре класса. Лет 10 назад закончила руководство – молодые педагоги начали приходить, надо было им дорогу дать.
- Что изменилось в вас со времен прихода в эту школу?
- Очень энергичная была. С учениками без конца и ездили, и в походы ходили, и в спортзале ночевали. На Шершни, в Златоуст, в пещеру.
Вот, недавно, тот мой класс приходил – на Восьмое марта. Им уже всем за тридцать… Очень дружные всегда были. Общительные. Если неформальная обстановка – то и общаются дети постоянно…
- А что изменилось в школьниках?
- Добрее раньше были. В отношениях и друг к другу, и к старшим. А сейчас такие ученики попадаются – мама дорогая! Растут, как сорняки…
С моими учениками мне всегда хорошо было. Как-то уютно с ними, приятно… тепло от них исходило некое, что ли.
Много умных, кстати, было. Вот, например, Гоша Шапилов. Такого ученого больше не встречала – у него склад ума особенный. Его интересовала именно теория всего – он разобраться во всем хотел.
Как-то, после окончания пятого класса, попросил у меня учебник по математике за десятый класс. Говорит: «Вдруг, что-нибудь, пойму…».
После летних каникул спрашиваю его.
- Что, понял?
- Понял.
- Как понял? И что такое производная?
Тут он дает идеальное определение производной.
- Может, можешь функцию дифференцировать? Интегралы находить?
Все мог…
Мама дорогая! Однажды ученики спасли Валентину Михайловну. Они классом ездили в Свердловск, на озеро. Берега у него крутые - а дело было лет тридцать назад, учительница еще горела молодостью… В общем, собрались заняться скалолазаньем.
Дело могло закончиться крайне неприятно, когда спускавшаяся с одной из скал классная руководительница поскользнулась. Однако дети ловко и смело подхватили Валентину Михайловну…
Кажется, ничего особенного? Но от этого «неособенного» тогда зависела жизнь…
- Похоже, вы больше с ностальгической грустью вспоминаете учеников тех времен. А что сейчас стало лучше, чем тогда?
- Возможности. У детей больше возможностей для познания мира. На ком-то это положительно сказывается, а кто-то корону надевает: «Я на первом месте!».
- Кто из коллег вас вдохновлял?
- Балашова Екатерина Павловна. Очень умная, справедливая, требовательная – и к людям, и к себе. Всегда спокойная, уравновешенная.
- Какие вещи времен вашей молодости вам бы хотелось защищать?
- Раньше были пионерские организации, октябрята – вся эта послеурочная активность. Сейчас звонок с последнего урока прозвенел: все сразу разбегаются.
- Что вам нравилось в этой школе больше всего?
- Я любила своих коллег, своих учеников.
Бывало, объясняешь детям что-то – они не поняли. Объясняешь еще раз, потом еще и еще – и вот до них доходит! И ты видишь эту радость в их глазах, и сама радуешься, и адреналин сразу появляется какой-то, энергия!..
- Каким должен быть настоящий учитель-мушкетер?..
Мама дорогая! А на этот вопрос Валентина Михайловна ответила так, как ответить мог лишь сам педагог-мушкетер. Честный, верный своему делу, своим детям…
- Он должен любить своих учеников. Если учитель действительно детей не любит – бесполезно доказывать обратное. Ребятишки, они чувствуют…