В Молодежном театре состоялась читка пьесы Ивана Вырыпаева «Валентинов день». Совсем скоро, 14 февраля, состоится премьера постановки режиссера Тимура Насирова, а пока актеры познакомили зрителей с текстом. Сложно что-то добавить к словам, которые рождались у гостей театра сразу после просмотра. О любви вообще непросто говорить, а о любви, переполненной страданием, жалостью, а местами и ненавистью, — тем более. Но и молчать тяжело.
Действие спектакля «Валентинов день», являющегося продолжением популярной пьесы Михаила Рощина «Валентин и Валентина», размещается в своеобразном врЕменном и временнОм треугольнике: между тремя хронологическими отрезками, когда героям 20, 40 и 60 лет, — между 1972, 1992 и 2012 годами.
Героев трое, как в классическом любовном треугольнике, но персонажи «множатся»: на одну Валентину два Валентина и три Кати. И, похоже, любовный треугольник в пьесе превращается в осязаемую и причудливую пирамиду с острыми гранями-антитезами: инфантильность и зрелость чувств, любовь и ненависть, предательство любви и верность ей, неумение любить и способность любить вечно.
Стоит отметить, что пьеса драматургом И. Вырыпаевым написана в 2001 году. Автору не было и 30 лет, когда он попытался драматургически «оглянуться» в 70-е годы прошлого века и «заглянуть» в 2012 год — год 60-летия своих героев. Вероятно, в его представлении 60 лет — это возраст финальный, рубежный, по крайней мере, для того, чтобы «итожить то, что прожил».
Пьеса наполнена различными аллюзиями, символами и знаками. Вот, скажем, часы — предмет «многозначный». Для себя Валентина в память о Валентине оставила именно их. Часы изображены и на афише спектакля, их циферблат с советским «знаком качества», вставлен, в ограненную пятиконечную звезду, стоящую на некоем постаменте. На этих часах без пятнадцати двенадцать: уходит еще один день, Валентинов день? Или истекает целая жизнь без любви, но, так хотелось бы, и без ненависти? В конце пьесы часы должны отсчитать: то ли конец жизни – последние минуты, последние секунды — то ли какое-то иное начало: финал у пьесы открытый.
Или ружье, которое появляется в пьесе как подарок на Валентинин День рождения, будучи когда-то подаренным Валентину, что, некоторым образом, их, несостоявшихся супругов, объединяет, обручает. Не смертельно ли? Двуствольное «чеховское» ружье, конечно, должно выстрелить, и оно выстреливает. Дважды. В Катю. И дважды холостыми патронами, которые вставил когда-то сам владелец ружья — Валентин, что-то предвидя, что-то понимая больше, чем его две возлюбленные, отведя Валентину от страшного греха и преступления. Это ружье — от него из прошлого загадочный и тревожный подарок-привет, который Валентина долго не могла и не хотела получить. И, может быть, это означает, что пусть часовой механизм запущен, застывшее время пошло, а взведенный курок опущен, но все вхолостую?
Пьеса И. Вырыпаева состоит из 17 эпизодов. На протяжении всего действия постепенно раскручивается лента воспоминаний и размышлений трех героев и пяти персонажей как печальная, лирическая, эксцентричная, роковая череда стоп-кадров истории их неудавшейся жизни и несчастливой любви, заполняя пространство и время до отказа. Возможно, именно в роковой Валентинов день саму Валентину начинает тяготить эта сердечная перегруженность, напоминающая забитую хламом комнату. И она в безумном порыве, в состоянии полуяви-полусна вместе с фантомным Валентином яростно, страстно и с наслаждением громит, уничтожает все в своей комнате. Наверное, этим последним светопреставлением, так поразившим и напугавшим Катю, Валентина и Валентин простили друг другу все обиды?
Только о Кате, известно, что она работала проводницей, как когда-то мать Валентина. Каталась Катя между Дальним Востоком и ближней Москвой всю свою сознательную жизнь. Она — автор роковой и подлой телеграммы, круто изменившей жизнь романтичных героев. Она стала женой Валентина и прожила с ним 20 лет. Катя в трех лицах рассказывает о жизни и любви своей и Валентинов, а они рассказывают о ее роли в их жизни в этот Судный для нее тоже Валентинов день. Все вместе они переживают и пережевывают, мучительно бередя старые раны, свою прошлую жизнь, боясь заглянуть в будущее.
Почему так сложно представить эту историю любви светлой? А здесь сплошные любовные потемки, порой даже простодушной неприязни и усталой ненависти между двумя немолодыми, бесконечно одинокими женщинами, которые продолжают жить и любить вместе. Друг без друга они просто погибнут: не будет источника, подпитывающего, дающего силы для дальнейшего блеклого существования. Почему Валентин так и не сделал свой выбор? Может, для него это был гармоничный союз — любовь двух женщин? Они так похожи друг на друга: агрессивностью, ненавистью, скукой; речью, поведением, манерами. Если исключить обсценную лексику из речи Кати, трудно отличить друг от друга!
Печально, что в сложной ситуации никто из героев пьесы не нашел выхода. Мне кажется, что у каждого из них был свой внутренний конфликт, решение которого невозможно найти, и есть только один способ — соглашаться на полумеры, как влюбленные Валентин и Валентина. А в итоге это только убивает любовь и порождает ненависть. Мне очень понравилось мнение одного зрителя о том, что любовь держится на поступках. Всем героям не хватало этого поступка, но каким бы он ни был, все равно кто-то бы остался несчастным. Как в жизни.
Возможно, кто-то скажет, упрекнув, что пьеса непраздничная для премьерного показа 14 февраля. Так ведь и легендарная история о св. Валентине печальна. На самом деле пьеса, как камертон настроения современного общества, обращена к молодым: «чтобы не было мучительно больно», за любовь нужно бороться, любовь — это труд и преодоление, это умение прощать и помнить.