Рецензия на балет "Жизель"
За мной, зритель! Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?
На сцене челябинского Театра оперы и балета вновь «фантастический балет» по произведению А.Адана «Жизель».
Впервые постановка Галины Борейко – народной артистки РФ и балетмейстера – увидела свет в 2007 году. Сегодня, спустя одиннадцать лет после премьеры, спектакль дошел к нам несколько видоизмененным, что неудивительно – работа хореографов всегда находится в состоянии совершенствования. Однако, в основе сюжета по-прежнему лежит душераздирающая история любви, прошедшая путь от игр до самопожертвования.
Главная героиня Жизель – юная девушка, живущая со старой матушкой на юге Франции. Первое действие происходит на лесной поляне, около маленького домика Жизель. В основе конфликта лежит «любовный треугольник» между Жизелью и двумя влюбленными в нее молодыми людьми – графом Альбертом и лесничим Гансом. Молодой граф обольщает девушку, влюбляет ее в себя. Лесничий же предупреждает Жизель о недобрых намерениях Альберта, но остается неуслышанным.
Отдельной похвалы заслуживают сцены групповых танцев. Одна из таких – танец Жизели с подругами. Костюмы подобраны согласно «канонам» массовых танцев: они идентичны по фасону, но различаются расцветкой – пышные фатиновые юбки голубых и персиковых оттенков.
Ганс, узнав об обмане, разоблачает Альберта перед Жизелью. Так девушка узнает, что у молодого графа есть невеста Батильда. Обезумевшая от горя, главная героиня наталкивается на шпагу и умирает.
Нужно отметить, что сольная партия Жизели смотрится очень драматично. Она падает без чувств, срывает с себя ожерелье, нежно танцует с Альбертом. Наблюдая за девушкой, зритель проникается ее внутренним переживаниям, сочувствует ей, ее обманутым чувствам.
Второе действие переносит нас на кладбище, на могилу Жизели. Светлая поляна в желто-зеленых софитах сменяется темной сценой с синими и мертвенно белыми прожекторами. На могилу Жизели приходит лесничий Ганс, он оплакивает утрату и свою вину. Сюда же приходит и Альберт.
В полночь на кладбище появляется Мирта – повелительница мертвых душ. Вместе с подругами-виллисами она поднимает мертвую Жизель из могилы и заставляет неистово кружиться в танце. Такая же участь ожидает и Ганса с Альбертом. Первым без сил падает и умирает Ганс, Жизель же приходит на помощь любимому Альберту. Несмотря на боль, которую граф причинил девушке, Жизель решает спасти любимого от участи.
С рассветом Мирта теряет свою силу и исчезает. Жизель также уходит, несмотря на мольбу Альберта остаться.
Эта трогательная история не оставит равнодушным ни одного зрителя. В современном мире мы так редко видим любовь в таких чистых и искренних проявлениях, что она просто необходима нам на сцене. История любви, что оказалась сильнее предательства, сильнее смерти. История о девушке с большим и горячим сердцем, готовой на самопожертвование ради любимого. Прекрасная работа хореографов, костюмеров и актеров, которые с абсолютной точностью передали настроения своих персонажей – все это сделало балетную постановку такой гармоничной, эмоциональной, находящей отклики в сердцах зрителей.
За мной, зритель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!