Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Прощай, Гутенберг! Здравствуй, Цукерберг! часть 1

Это только кажется, что журналист весьма специфичная профессия. Мы сами не замечаем, что уже давно живём в информационном обществе. Даже Управление образования г. Челябинска начало продвигать журналистику в школах. Ведь медиаграмотность и основы медиабезопасности важны для всех ребят.Учёные предполагают, что основой этики в информационном обществе станет медиаэтика. На вопросы о детской журналистике честно и профессионально отвечает гуру челябинской журналистики - Борис Николаевич Киршин.

        

«ДЕТСКАЯ» ЖУРНАЛИСТИКА

 
 

Мы учимся всю жизнь. Наши учителя бывают разные. Одни из них терпеливо отвечают на вопросы учеников и стараются раскрыть их потенциал. После общения с другими вопросов становится ещё больше. Я решил, что в таких случаях надо найти человека, являющегося авторитетом для большого числа людей и попросить его расставить все точки над i. Знакомьтесь: Борис Николаевич Киршин. Корифей челябинской журналистики, отдавший ей полвека, 25 лет возглавлявший одну из старейших региональных газет России «Челябинский рабочий», декан факультета журналистики старейшего челябинского ВУЗа. Кто как не он знает о журналистике всё. Его опыт позволяет ответить на вопросы о журналистике в её разных проявлениях.

— Борис Николаевич, что для вас означает детская журналистика? Для чего она нужна?

  

— Если иметь в виду, что в перспективе нам предстоит жить в информационном обществе, можно сказать, что детская журналистика – верный путь в будущее. Уже сейчас информация играет в нашей жизни огромную роль, в дальнейшем будет играть ещё более существенную. Очень важно понимать, как она воздействует на нас, правдивая она или ложная, помогает нам жить или манипулирует нами. Принципиально важно умело использовать информацию для учёбы и работы. Дети, осваивающие журналистику, умеют это лучше других. Значит, они будут увереннее двигаться по жизни, добьются в информационном обществе более значительного успеха.

Я считаю, что у детской журналистики есть ещё одна важная миссия. Учёные предполагают, что основой этики в информационном обществе станет медиаэтика. Юнкоры осваивают её уже сейчас. Они не приемлют фейки, примитивную лексику интернета, информационные войны. Со временем, равняясь на них, нормы медиаэтики освоят все коммуникаторы. Детская журналистика, медиаобразование – эффективный путь распространения в обществе стандартов качественной журналистики.

Для кого-то детская журналистика станет ступенькой в профессию. По себе знаю: после первой удачной публикации в душе начинающего журналиста поселяется «микроб», неудержимо влекущий его в редакцию, информационное агентство, телестудию или пресс-службу. Но сначала, конечно, он попадает на факультет журналистики. Ребята, прошедшие школу детской журналистики, как правило, более успешно учатся, раньше других начинают сотрудничать с профессиональными СМИ и быстрее добиваются успеха.

В каком возрасте школьнику надо задумываться о своей будущей профессии? И чем, по-Вашему, для современного школьника может быть привлекательна профессия журналиста?

 

— Важно не просто думать, но и пробовать себя в различных сферах. Я считаю, это счастье, когда выпускник школы твёрдо знает, куда ему идти дальше. Таких, к сожалению, не много. В этом смысле юнкоры выделяются из общей массы. Они, как правило, серьёзно мотивированы, кое - что умеют, приходят на творческий конкурс с солидным портфолио. Сразу видно: наши люди.

Как вы считаете, нужны ли в школах свои детские газеты? Может быть, достаточно городской или районной детской газеты при Доме творчества?


 
 — Есть сведения, что ещё в 2017 году школьные издания имелись более чем в половине школ России. Думаю, сейчас их больше, журналистикой занимаются тысячи ребят. Какая городская или районная редакция сможет принять такое количество юнкоров? К тому же медиаграмотность и основы медиабезопасности важны для всех ребят. Это здорово, что они могут осваивать их, занимаясь журналистикой в своей школе параллельно с учёбой.

Каждая ли школа сегодня может позволить себе свое СМИ: газету, группу в соцсети, ТВ- или радиостудию?

 

— Мне неизвестно, какие сегодня бюджеты у школ, но думаю, что газету или группу в соцсети может иметь школа с любым бюджетом. Это не требует больших затрат. Сложнее с ТВ- или радиостудией, но и эти затраты окупаются тем эффектом, который они обеспечивают в медиаобразовании медиабезопасности. Ведь это же невероятно интересно – в детском возрасте стать в чём-то равным популярным телезвёздам или радиоведущим. Несколько лет назад я познакомился в Австрии с женщиной, которая преподавала телевидение в детском саду. Не все её маленькие воспитанники в будущем станут телевизионщиками, но продвинутыми телезрителями и читателями будут все.

— Для многих учителей школьная газета ассоциируется со школьной стенгазетой, посвящённой каким-либо праздничным датам. Как убедить их в том, что такая стенгазета – это позавчерашний день?

 

— Очень просто: надо делать хорошую газету — интересную, рассказывающую об актуальных ребячьих делах, предлагающую решение школьных проблем, знакомящую с выдающимися сверстниками. Уверен, никто из учителей не будет против такой газеты, не станет настаивать на «датских» материалах.

Впрочем, и такие материалы можно делать интересно. Важно заранее подготовиться к значительной дате: поискать неизвестные ранее сведения, подобрать редкие снимки, разыскать очевидцев давних событий. Если всё это хорошо подать, может получиться что-то весьма привлекательное. К примеру, к 100-летию Октябрьской революции мы в «Челябинском рабочем» решили узнать, что происходило в октябре 1917 года в Челябинске. В итоге вроде бы «датская» подборка материалов получилась очень познавательной и нестандартной.

Может ли школьная газета существовать без одновременного существования в этой школе кружка юного журналиста?

 

— Наверное, может. В этом случае редакция школьной газеты будет опираться исключительно на практику, действовать вслепую. Лучше, если в школе будет работать кружок юного журналиста. Ведь журналистика — это творческая деятельность, которой присущи свои законы, нормы и правила. Если с ними познакомиться в таком кружке хотя бы в первом приближении, будешь действовать в качестве журналиста гораздо эффективнее.

— Был ли в вашем школьном детстве кружок юного журналиста, участвовали ли вы в выпуске школьной стенгазеты?

— Ничего такого в моём детстве не было. Базу для журналистики, не осознавая этого, я формировал сам. Много читал — художественную литературу, газеты (сначала "Пионерскую правду", потом «Комсомолку»), журналы. Это очень важно для журналиста.

В армии стал редактором стенгазеты. Однажды удивил ребят, опубликовав вместе с традиционными «датскими» материалами интервью батальонного старшины. Это был суровый, не склонный к разговорам человек, на самом деле оказавшийся интересным собеседником. Таков был мой первый журналистский успех.

Вскоре я впервые опубликовался в армейской газете. Это была крохотная заметка, подписанная моей фамилией. Всё, журналистский «микроб» поселился во мне. Он окреп, когда я купил в киоске «Союзпечать» журнал «Журналист» и восхитился языком и стилем его материалов. После армии я стал работать в газете и пошёл учиться на факультет журналистики Уральского государственного университета.

— Из Вашей книги «Прощай, Гутенберг!» я узнал, что, оказывается, редакция нашей школьной газеты, делая сначала посты для группы газеты "Школьный кругозор" ВКонтакте, а потом, ставя эти материалы в газету, работает в русле конвергентной журналистики. А у вас на журфаке учат студентов конвергентности? Надо ли юнкорам учиться конвергентной журналистике?

  

— Учат, причём очень серьёзно. Дисциплина так и называется: основы конвергентной журналистской деятельности. Первые два курса студенты учатся работать на всех известных платформах: в периодической печати, на радио, на телевидении, в интернете, чередуя их ежемесячно. В качестве отчётности по этому курсу им надо выполнить творческий проект — подготовить мультимедийный материал с использованием творческих инструментов всех этих каналов коммуникации. На третьем курсе они выбирают для себя один из них, который продолжают осваивать более глубоко.

А юнкоры, если они транслируют свои материалы по нескольким каналам, переупаковывая их в соответствии со спецификой каждого канала, уже в какой-то степени осваивают конвергентную журналистику. Это, конечно, здорово и перспективно. Но если юнкор пишет только для школьной газеты, это не большая беда. Если внимательно рассмотреть творческие инструменты конвергентной журналистики, нетрудно убедиться, что в основе их лежит умение креативно мыслить и хорошо писать — то, чему учат в кружках юного журналиста и в редакциях школьных газет.

— Могут ли дети сами организоваться, создав в соцсети беседу, и самостоятельно делать газету и её группу?

  

— Помнится, в ходе нашего первого разговора ты рассказывал, что несколько ребят из разных городов создали группу в ВКонтакте, стали публиковать там свои материалы, благодаря которым победили в нескольких номинациях конкурса"ЮнГа+". Вот ответ на твой вопрос: могут, и очень успешно.

— Всероссийская еженедельная газета для детей и подростков "Пионерская правда " немного младше «Челябинского рабочего». Среди детских изданий России это старейший бренд. Сейчас учредителем газеты является коллектив редакции. Газета давно отказалась от политики и от того стала ещё ближе детям всей страны. Проблемы, с которыми сталкивался «Челябинский рабочий» не обошли стороной и «Пионерку». Сегодня, как и многим независимым изданиям, газете приходится бороться за читателя. Газета в бумажном виде поступает в детские библиотеки, а по подписке в электронном виде приходит в самые отдалённые уголки страны. «Пионерка» развивает себя в соцсетях: ВКонтакте, «Фейсбуке», «Одноклассниках». Есть у газеты и свой сайт.

Борис Николаевич, что бы Вы могли посоветовать детским изданиям для выживания в современных условиях?

 

— Чтобы давать советы какой-либо редакции, надо более глубоко разобраться в её деятельности. В первом приближении о "Пионерской правде" можно сказать, что её редакция действует правильно: размещает свою газету на всех существующих платформах, идёт следом за читателем: если он предпочитает получать информацию в интернете — она дает её там.

— В Челябинской области есть несколько фестивалей, конкурсов и проектов для юнкоров: Журналина", «Nota-bene»,"ЮнГа+", «PROнас» и другие. Вам не говорили представители других регионов, что у нас журналистская область?

 
 — От других я этого не слышал, а сам именно так считаю. На том же конкурсе «ЮнГа+» вижу очень много ребят с горящими глазами, любопытных, немало знающих, умеющих писать и снимать. Пусть не все из них станут журналистами, зато все станут продвинутыми зрителями, слушателями и читателями, полноценными членами информационного общества.

Беседовал: Артём Удовицкий

Фото: Артём Удовицкий и факультет журналистики ЧелГУ

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Программы и проекты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях