Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Рассказать историю Урала? Запросто!

Дана СеливерстоваГазета «То4ка ЗРения»09 сентября 2019
353

Интервью с учителем истории школы №59 М.С. Салминой.

Учитель истории, обществознания, краеведения высшей категории, победитель конкурса «Лучшие учителя России» (2006г.), получатель гранта Президента Российской Федерации, автор учебника «История Южного Урала» для 9-ых классов, активно использующегося учителями — все это педагог школы 59 Марина Сергеевна Салмина, что знает, как заинтересовать любого ученика своим предметом и выдвигать науку в массы.

— Что сподвигло Вас написать учебник по краеведению?

— С 94-го года я занимаюсь краеведением, в школьную программу по изучению курса истории входит обязательное включение регионального материала (10%). Становится понятнее, когда я на примере нашего края рассказываю, допустим, об эвакуации во времена Великой Отечественной Войны. Это приближает к истории. Как раз в 1994 году в школе появилось научное общество, которое существует и до сих пор, и мы благодаря нему занимались как раз изучением краеведческих вопросов. Накопился богатейший материал, и когда нужно было рассказывать о нашем крае, мои коллеги сказали, что им некогда этим заниматься, а так как я владею блоком информации, то я получила от них предложение написать пособие. И вот так получилось, что мои лекции из спецкурса «вылились» в учебник для 9-го класса.

— Какие у Вас есть проекты, помимо этого?

— В том же самом 1994 по заданию Центра историко-культурного наследия г. Челябинска мы обошли заброшенное на северо-востоке кладбище и составили список людей, которые были похоронены там. Оказалось, что наша брошюра на эту тему до сих пор востребована, так как люди ищут своих родственников и очень часто обращаются к нам. Например, к нам обратилась женщина, учитель которой искал своего отца, для него было важно побывать на его могиле. И мы нашли его отца в списках. Сейчас мужчина, искавший помощи, является нашим хорошим другом.

Также я выпустила пособие для моих коллег — «Как организовать научное общество и быть успешным». Много статей пишем, которые презентуем на конференциях. В 2018 году наши выпускники получили 30 дипломов, какие-то из них российского уровня. Многие ребята побывали в «Артеке» благодаря этому. И у нас есть мысль насчёт создания периодического издания, где будут публиковаться работы всех наших ребят.

— У Вас есть какие-то собственные методики преподавания?

— Я всегда на уроке включаю материал по истории края, у меня обычно половину презентации занимают фотографии того, как всё происходило. Ребятам легче понять, когда они видят, к примеру, Площадь Революции с митингующими людьми во время перестройки, или Кировку тех времен. Ученики на уроках пользуются моим учебником.

— То есть, Вы пытаетесь комбинировать все виды подачи информации?

— Да, и визуальную, и текстовую, но я огромное значение придаю документам историческим. Мы всегда работаем в архиве с подлинниками. У нас был проект по репрессированным южноуральцам. Один из учеников, написавший пронзительную работу про своего прадеда-поляка, очень хорошо представил ее на московском конкурсе.

— Стараетесь следовать системе или ищете подход к каждому ученику?

— Конечно ищу подход к каждому. У меня мальчик готовился к ОГЭ, и я четыре года никак не могла его «расшевелить», он писал работы на тройки и сам весь какой-то неприметненый был. Как-то раз говорит мне: «Я собираюсь сдавать историю», думаю: «Зачем ему история?» Кажется, я что-то в нём не зацепила, потому что потом вышло так, что он получил твердую пятерку. Главное, — это увидеть в ребенке особенности, помочь развиться его таланту и интересу к краеведению и истории в целом.

— Как думаете, зубрежка полезна?

— Полезна, безусловно, но у нас ее не хватает. У меня вот в параллели бывших девятых, сейчас уже десятых классов, вышло 10 пятерок на 150 человек. Ребята внимательно слушают, спрашивают, интересуются, а вот то, чего им не достает — это зубрежки. Просто не учат.

— Заинтересовался историей, а с чего же начать?

— Нужно читать, это очень полезно. Я, вот, очень люблю мемуары — мне нравится анализировать разные точки зрения и из них формировать свое мнение. Конечно, надо изучать документы, потому что благодаря им создается единое представление о событиях. Существует много интересных исторических сайтов, квестов.

— Плюсы научного общества?

— Наши ребята из научного общества, решившие заняться краеведением и историей, овладевают этими предметами. Из стен нашей школы за 20 лет вышло 60 историков. Ни у одной школы такого рекорда нет. Наш выпускник Николай Антипин является замдиректором Государственного архива в Челябинске. В Москве в Государственном историческом музее работает Павел Краснов, тоже наш выпускник. Одна ученица после окончания исторического факультета стала работать в московской школе, а одновременно с этим является гидом на шведско-норвежском направлении в очень хорошей туристической компании. И все из научного общества. Мы все как одна большая и дружная семья, ребята в обществе знакомятся не только со своими сверстниками, но и с учениками постарше, помладше. Поэтому образуется некая семья.

— К каким конкурсам Вы готовите учеников?

— Я подготавливаю к городскому конкурсу «Отечество», «Интеллектуалы 21-го века», также участвуем в московских и петербургских. Ребята прилетают в столицы и защищаются, их работы потом публикуются, все это — хорошее портфолио. Не менее десяти книг было, где появились работы учеников.

— Как научное общество помогает при поступлении?

— Участники общества презентуют свои работы на конкурсах перед педагогами в университетах и, так выходит, что когда они приходят поступать, им уже говорят: «Здравствуй, Егор! Здравствуй, Андрей!» Там уже все друг друга знают. Мне как-то ЧелГУ вручили грамоту «Ваши выпускники — наши лучшие студенты», за примером далеко ходить не надо — Иван Медведев сейчас один из лучших на истфаке, мы с ним вместе исследование писали.

— Какие проекты стоит ожидать?

— Мы хотим составить энциклопедию тех сотрудников ЧТЗ, кто был невинно репрессирован по 58-ой статье, как враг народа. Цель — вернуть доброе имя людей.

— Огромное спасибо за это интересное интервью, желаю Вам удачи с грядущими проектами!

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Программы и проекты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях