Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Ту-ту, поехали!

Анастасия Кудакаева
Анастасия КудакаеваГазета «То4ка ЗРения»09 сентября 2019
738

Детская железная дорога в парке Гагарина.

70 лет назад начала работу малая Южно-уральская железная дорога в парке Гагарина. Первый поездом управлял юный машинист Володя Вырин, а строительство было начато по инициативе комсомольцев железнодорожной школы №2. Стройка стала общей заботой многих городских служб, рабочих ЮУЖД. Разработка проекта станционных зданий была поручена архитекторам К.Д.Ефтееву и Е.В.Александрову, геодезические изыскания, рабочий проект и смету составили инженеры Челябдорпроекта.

12 мая 1940 года на расчистку территории для строительства малой железной дороги вышли 6000 комсомольцев и школьников старших классов, но земляные работы в этом году не были закончены.А затем началась Великая Отечественная война. И только в 1947 году было продолжено строительство детской дороги.

31 июля 1949 года состоялось  ее торжественной открытие. Еще моя бабушка, когда была маленькой, каталась на этой железной дороге и рассказывала про нее. Я тоже мечтала прокатиться по парку им Ю.А.Гагарина в маленьких вагончиках. И вот как-то раз я с бабушкой и младшей сестрой гуляли по парку. Вдруг мы услышали гудок: «Ту-ту!». Ой, что это такое? Я чуть-чуть испугалась, а сестренка моя даже вздрогнула. «Да это же тепловозик дает сигнал» - пояснила бабушка. « А где он? А можно ли на нем покататься?»,- посыпались мои вопросы.

- Конечно, можно! Еще как можно! Ведь эта малая железная дорога специально создана для детей. Помните, я вам про нее рассказывала!

И мы уже с купленными билетами стоим на станции с поэтическим названием «Звездная». Так и хочется спеть «С неба лиловые падают звезды, даже желанье придумать не просто…» Но мое желание уже исполняется. Раздался гудок паровоза, и в маленькие вагончики стали быстро входить пассажиры: дедушки и бабушки с внуками и с внучками, папы и мамы с дочками и сыночками. В наш вагончик вошли дедушка с внучкой, папа и мама с двумя маленькими дочками. И опять раздался гудок: «Ту-ту», и мы поехали…

Как только тронулся поезд, к нас сразу же подошли контролеры: две девочки - старшеклассницы в форме железнодорожниц с красными повязками на рукавах. Мы узнали, что их зовут Катя и Аня. Они проверяли билеты у пассажиров и на следующей станции «Имени Павлика Морозова».

Катя и Аня оказались разговорчивыми и рассказали нам о дороге, по которой мы ехали. Они сказали, что в этом году исполняется 70 лет малой Южно-уральской железной дороге. Но в  далеком 1949 году в Локомотивном парке был только один паровоз с четырьмя пассажирскими вагонами открытого типа. Аня сказала, что летом в выходные дни по малой железной дороге передвигаются два тепловоза с тремя или четырьмя вагонами, первое отправление в 11-01, последнее в 17-48. Около 700 школьников здесь проходят практику из Челябинска и области. Многие из них мечтают стать железнодорожниками.

Не каждый город может похвастать малой железной дорогой. А мы можем! Ведь за 70 лет работы эта дорога перевезла почти семь тысяч пассажиров.

Едем дальше. Платформа «Зоопарк». Смотрю в окна вагона: сначала налево, потом направо. Хочется увидеть среди сосен гуляющих бурых медведей с медвежатами, рыжих лисичек, серых волков, косых зайчиков. Но пустота вокруг. Даже шустрые белочки попрятались, хотя они живут в парке на воле. Я думаю, что 80-летнему юбилею дети смогут увидеть живых медвежат с медведицей, как на картине Шишкина «Утро в сосновом бору».Хочется увидеть и других обитателей зоопарка , не толпящихся в железных клетках, а гуляющих по парку по ходу поезда.

«Юность». Какое точное название подвижного состава, на котором мы едем: юный машинист (ему 18 лет) Илья Хатин, студент Челябинского института путей сообщения, а бригадир Катя Борисова, ей 17 лет, она тоже учатся в ЧИПСе.

Следующая станция «Водная». Катя Борисова знает всю историю железной дороги.

— Катя,  какую станцию построили первой?

— Первой построили станцию «Имени Павлика Морозова». А вся железная дорога была длиной в 700 метров. Это чуть больше девятиэтажного дома в 20 подъездов.

-А сейчас какая протяженность железной дороги?

— Сейчас железнодорожное полотно растянулось на шесть километров по всей протяженности парка и Шершневского соснового бора. На малой дороге функционирует шесть станций: «Звездная», «Имени Павлика Морозова», «Платформа «Зоопарк», «Водная», «Лесная» (бывшая «Пионерская») и «Солнечная».  Со слов директора детской железной дороги Евгения Болдовского мы знаем, что скоро появятся еще две станции, которые протянутся аж до плотины Шершней. Сейчас решается вопрос с выделением земли.

«Солнечная». Мы вышли на конечной станции. Там поезд стоял 20 минут. Мы погуляли по лесу, который оканчивается поляной, залитой солнцем. И так ярко было вокруг, что мы поняли, каждая станция не просто так названа, а со смыслом.

На обратном пути нам встретился поезд, следующий в противоположном направлении. Мы махали пассажирам руками и кричали «Привет!».  Кроме праздно путешествующих пассажиров, в вагон заходили люди, которые пользуются поездом, как общественным транспортом: рабочие, пенсионеры и т.д.

Мы вышли на «Звездной». Идя домой, мы услышали знакомое «Ту-ту», но теперь это уже были знакомые звуки, которые не пугали нас, а стали для нас звуковым символом отличного аттракциона для детей.

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Проекты и отчеты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях