Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

В Волгоград на "Поезде Победы"

Интервью с организатором и меценатом музея школы №155 "Сталинградская битва" Р.Л. Муратчиным.

С начала я думала, что битва – это просто сражение. Вот сошлись два враждующих войска на поле боя, сразились между собой: какая армия превзошла в военном искусстве, та и победила! Но мое понимание слова «битва» изменилась, когда я узнала, что в Великую Отечественную войну битвой стали называть несколько взаимосвязанных крупных наступательных и оборонительных операций. Такой была, например, Сталинградская битва. Она длилась шесть с половиной месяцев. Об этом я узнала от организатора и мецената  музея школы 155 «Сталинградская битва», депутата Челябинской городской Думы директора благотворительного фонда «Достойная Жизнь» Романа Лукмановича Муратчина.

 

- Роман Лукманович, у кого возникла идея создать музей «Сталинградская битва» в школе 155?

 

-В самом начале в мои планы не входило создание такого школьного музея. Четыре или пять лет назад я организовал поездку в город-герой Волгоград для 50 учащихся школы 155. Интересно, что, когда мы ехали на поезде через Волгу, то первое, что мы увидели, это монумент Родина-мать на Мамаевом кургане. Как только наш  поезд прибыл на Волгоградский вокзал, мы сразу поспешили к Мамаеву кургану, чтобы повнимательнее рассмотреть мемориальные сооружения и панораму битвы, созданную художниками. Мемориал произвел на нас неизгладимое впечатление, но мысли о создании музея еще не было.

Затем мы решили покататься по Волге на речном трамвайчике. И когда мы проплывали мимо центральной части города, то увидели аллею Героев, с серыми гранитными ступенями, с красным парапетом, шириной более 100 метров. Трамвайчик замедлил ход, и мы оказались на пристани.

Мы стали рассматривать и считать бюсты воинов, установленных по краям аллеи. Но вскоре сбились со счета. Там бюсты только известных героев. А сколько неизвестных, пропавших без вести ... Аллея Героев привела нас на площадь Павших борцов, полную зелени и цветов. У высокого обелиска спят непробудным сном герои двух битв, горит неугасимое пламя.

Когда стоишь у Вечного огня, то невольно задумываешься: сначала здесь были похоронены герои  гражданской войны, а через 25 лет и Отечественной.

В 1942-1943 годах именно здесь произошла Сталинградская битва. Гитлеровская армия прорвалась в этой стратегической точке к Волге, но попала в котел, где потеряла 330 тысяч солдат. В тело города с огромной силой вонзилось стальное острие фашистских войск и было сломано, да так, что надломилась вся гитлеровская военная машина.

По периметру площади расположены большие здания. Среди них театр, гостиницы и универмаг. Представляешь, в подвале этого самого универмага был взят в плен фельдмаршал Паулюс, тот самый немецкий военачальник, который проиграл Сталинградскую битву в 1943 году и сдал в плен свою армию в количестве 91 тысячи человек. Но даже этот факт не подтолкнул меня к мысли о создании музея.

А мечта о музее у меня появилась только тогда, когда я увидел так называемый дом Павлова. В сентябре 1942 года горстка наших бойцов во главе с командиром разведывательной группы старшим лейтенантом Яковом Федотовичем Павловым заняла и удерживала 58 дней этот дом.

На каждом квадратном метре стен этого четырехэтажного здания в среднем 120 пробоин. Но враг был остановлен, а перед домом Павлова и на других улицах и площадях установлены  на постаментах танкиТ-34, или их башни с орудием. Там, в Волгограде, памятниками  являются те самые «тридцатьчетверки», которые были выпущены нашими земляками в Танкограде в годы войны. И только тогда у меня появилось решение создать музей  в школе 155.

- В каком году был создан музей?

-Музей был открыт к 75-летию Сталинградской битвы в 2018 году. До этого момента необходимо было провести большую подготовительную работу: собрать материалы для организации музея.

Два года мы собирали экспонаты: карты Сталинградской битвы, вещи солдат (как советских, так и немецких). Подлинные карты наступления, как немецкие, так и советские, нам предоставил Центральный Исторический музей. Нам удалось даже найти заржавевшие гильзы и остатки военных снарядов.

-Какими экспонатами сейчас пополняется музей?

- Многие экспонаты для музея мы приобретаем через интернет или учащиеся школы 155 привозят из экскурсионных поездок в город-герой Волгоград. Вот например, из последней поездки, которая была в апреле 2019 года, ребята привезли немецкие гильзы, куски от снарядов, вывеску на немецком языке, крышку от крабовых консервов. Конечно, такие консервы были только у фрицев, а наши ели на войне солдатскую кашу, то есть перловую. Немцы лакомились деликатесами, аж крабами.

-Я знаю, что каждый год старшеклассники из нашей школы совершают поездку в город-герой Волгоград. Как проводится акция «Поезд Победы», по каким показателям отбираются экскурсанты для поездки?

- Ежегодно в апреле группа из 100 человек и более едет в Волгоград. Целый год ребята готовятся к этой поездке: участвуют в общественной работе школы, занимаются в спортивных секциях, поют, танцуют, читают стихи на школьных концертах, принимают участие в конкурсах разного уровня, пишут сочинения или рефераты о Великой Отечественной войне. Лучшие  участвуют в акции «Поезд Победы», едут в Волгоград, чтобы увидеть своими глазами исторические места Сталинградской битвы.

-Роман Лукманович, а были какие-то курьезные случаи во время поездок?

- Особо курьезных случаев не было, но одна встреча на набережной Волги с полковником в отставке, участником Сталинградской битвы, мне запомнилась. Правда, я забыл фамилию этого человека, но он нам, челябинцам, рассказал следующее: «Осенью 43 года мы перешли в наступление. Но, что греха таить, тяжело нам было воевать с врагом, вооруженным до зубов. У немцев такие мощные танки были, как «тигры» и «пантеры», а нас против них всего лишь пять противотанковых винтовок. Как быть? Вызвал в штаб молоденького лейтенанта и говорю: что хочешь делай, только не дай танкам нас атаковать. Лейтенант хоть и юным был, но смекалистым и находчивым оказался. Выстроил он свое отделение, а в подчинении у него были 40-50-летние солдаты, которые ему в отцы годились. Но это лейтенанта не остановило. Он дал команду: охотники, шаг вперед! Вышло несколько человек. Дал он каждому по противотанковой винтовке. Метко стреляли охотники, попадали не в бровь, а в глаз. Все танки противника были уничтожены. А лейтенанту в этой схватке исполнилось только 20 лет, а он уже два года воевал на передовой».

- Основная мысль создания музея?

-В школе 155 большое значение имеет патриотическое воспитание школьников. Каждый учащийся может познакомиться в музее с экспонатами, найденными на полях сражения в Сталинграде. Ребята могут прикоснуться к истории Великой Отечественной войны и посетить места ожесточенных боев. В организации и создании музея нам удалось прославить не только героический подвиг освободителей Сталинграда, но и самоотверженный труд наших земляков – героев Танкограда.  Таким образом, совместно с администрацией школы 155 и ее директором, профессором, кандидатом педагогических наук М.В.Грищуком, хотим воспитать в подрастающем поколении борцов за мир и дружбу между народами.

В создании музея вложены немалые финансовые средства благотворительного фонда «Достойная Жизнь», но я думаю, что эти затраты того стоят.

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Программы и проекты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях