Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

КАТЯ МАТЮШКИНА: о книгах, детях, творчестве

У неё нет наград и регалий, но её книги есть в каждой российской библиотеке. Она не является членом Союза писателей, но общий тираж её книг превысил 3 миллиона экземпляров, а одна из них была отмечена журналом «Форбс» в списке 10 лучших детских детективов десятилетия. Она прочитала первую книгу в 11 лет и решила стать детским писателем, долго шла к этому и «сделала себя сама». На неё обрушивался шквал критики, но она выстояла и стала сильнее. Она ещё молода, но на её книгах уже выросло целое поколение детей. Читатели её первой книги, вышедшей в 2004 году, уже заканчивают вузы. Она ездит по стране на встречи с читателями и бесплатно обучает начинающих литераторов, совершенствуя их писательский уровень, но успевает писать новые книги. О чём мечтает самая популярная современная российская детская писательница Катя Матюшкина, узнал Артём Удовицкий.

Я познакомился с ней в семилетнем возрасте, когда мама подарила мне её книгу. Ещё через 7 лет я понял, что это не просто известная детская писательница, а человек, имеющий со мной общие взгляды на писательство в целом и детскую литературу в частности. Тогда я решил познакомиться поближе с человеком, имеющим со мной «родственную душу».

Да вот беда: по условиям социальной сети «ВКонтакте» можно иметь 10000 друзей. Для того чтобы принять кого-то в друзья, Кате Матюшкиной нужно кого-то из них лишить этого статуса. Либо вместо дружбы отправлять человека в подписчики. Ведь число её поклонников давно перевалило за установленный соцсетью лимит. Представляю, насколько это нелёгкий для неё выбор… 

Отправляя ей своё первое сообщение, я понимал, что пишу очень занятому человеку. Я был готов к тому, что ответа не последует. Но Екатерина Александровна ответила неизвестному мальчику. Завязалась переписка. За год общения я понял, что такой и должна быть настоящая детская писательница. Ведь добро и юмор исходит не только от её книг, но и от неё самой. Она искренне по-человечески относится к детям. Пусть они и маленькие, но ей не зазорно с ними общаться.

Разве мог я не попросить дать интервью такого человека, который, как и я, считает, что детям надо прививать любовь к чтению? И, о чудо! Она согласилась!

Итак, уважаемые читатели, предлагаю вашему вниманию вопросы, которые Кате Матюшкиной не задавал ещё никто в её предыдущих интервью. Их много, но она не пропустила ни одного и ответила на все. 

УЧИТЬ ИЛИ РАЗВЛЕКАТЬ?

— Екатерина Александровна, хватало ли в вашем детстве детских книг? 

— В детстве у нас дома книг было полным-полно. Огромная коллекция богато иллюстрированных изданий. Я помню, как вытаскивала из запретного шкафа дорогущие книги с живописью импрессионистов или «Историю костюмов Египта» и строила из них домики, а родители, увидев это, с ужасом спасали драгоценные издания. 

— Нужно ли давать нынешним детям книги их родителей или бабушек? Почему ребятам нужны новые детские книги? Не проще ли каждому новому поколению давать читать Маршака, Чуковского, Драгунского и т. д.?

— Дети, как и взрослые, должны идти в ногу со временем и читать не только старые книги, но и новых авторов, которые пишут современным языком. Нельзя останавливать прогресс и воспитывать новое поколение так же, как и воспитывалось старое. Мир меняется, и ребёнок должен свободно ориентироваться в настоящем. Но при этом старые книги нужно тоже читать: без классики никуда!

— Должна ли быть в детских рассказах, сказках, книгах мораль? Всегда ли детские книги должны чему-то учить ребёнка? Может быть, пусть просто будет рассказана захватывающая история, которую детям интересно читать, а нравоучения пусть будут в книгах для детей постарше? Есть ли рецепт соотношения в детском рассказе нравоучения и интересности?

— Есть разные книги. Есть книги, которые учат, — это учебники. Есть те, которые дают понять, что хорошо, что плохо, а есть развлекательные книги. С первого взгляда кажется, что в развлекательных книгах нет ничего обучающего, но это не так. Ребёнок в этих книгах изучает общество, социальные взаимоотношения, что хорошо, что плохо. Учится на примере персонажей проходить стрессовые ситуации, справляться с ними и многое другое.

Например, я, когда в детстве читала про Незнайку, поняла, что такое невесомость, а также биржа и акции. Книга написана в развлекательном приключенческом жанре, а принесла мне столько пользы!

О ТВОРЧЕСТВЕ

— Откуда вы знаете, что будет интересно читать детям?

— О! Тема огромная. Есть множество мотивационных моментов, из-за которых читатель читает книгу, а главное — не бросает её на середине и дочитывает до конца. Более 30 пунктов! Скажу главное: тема произведения должна быть интересна для аудитории. Намного лучше продаётся фэнтези, чем стихи о сложной жизни бурлака. Читателя нужно сразу заинтересовать, что будет в конце, и разжигать его интерес на протяжении всей книги. А чтобы это сделать, нужно знать законы построения сюжета и приёмы удержания читателя. 

— Для чего нужны литературные студии? Из литстудий выходят писатели или там учат чему-то другому? Чему и для чего? Есть ли разница между литературной студией для детей-школьников и для взрослых?

— Литературные студии обязательно нужны. И различия на детской и взрослой студии минимальные. Всё зависит от организатора. 

На студии можно найти единомышленников, поговорить о своём и чужом творчестве и научиться писательскому мастерству.

Важно чтобы в литературной студии был грамотный руководитель, который не просто любил бы литературу, а знал бы литературные приёмы и мог бы им научить. К сожалению, это не всегда так, и на многих студиях встречи заканчиваются вкусовщиной и разглагольствованием на тему «понравилось или не понравилось». А это непрофессионально и является пустой тратой времени.

— Зачем вы обучаете, да ещё и бесплатно, незнакомых людей тому, как надо писать?

— Мне хочется, чтобы в России писательский уровень поднялся и нас читали бы по всему миру. А для этого нужно учить начинающих литераторов. Когда-то мне было очень трудно, я испытывала потребность учиться литературному мастерству, но в учебниках было слишком много воды и мало информации.

Поначалу мне помогло режиссёрское образование, знание драматургии, начитанность и литературное чутьё. Тогда я стала изучать книги классиков и авторов, которые пишут бестселлеры. И оказалось, чем известнее автор, тем больше в его тексте литературных приёмов.

Вот про эти приёмы я и рассказываю, а также делюсь знаниями о построении сюжета, о работе с целевой аудиторией, о динамике, строении диалогов, о приёмах юмора, как довести читателя до слёз и многое другое! Всё это можно найти в моём писательском блоге https://vk.com/knigotomia. И я очень надеюсь, что скоро наберу материал для целого учебника, который будет называться «Книготомия для книгоанатомов» — и наше издательство уже согласилось её напечатать.

— Как вы относитесь к фанфикам?

— Отлично! Фанфики — это творчество, а творчество я всеми силами поддерживаю. Фанфик — это отличный старт, для того чтобы понять, что ты можешь писать и у тебя получается придумать историю. Но есть одно «но». Не стоит заигрываться. Фанфик, как ни крути, — это вторичное произведение, где ты не являешься автором, а лишь используешь персонажей и мир, придуманный другим. Поэтому важно в какое-то время сказать себе «стоп» и начать творить самостоятельно.

— Когда вы поняли, что ваше творчество интересно абсолютно незнакомым людям, с которыми вы просто находитесь на одной волне, а не друзьям, родственникам, близким?

— Ну, скажу прямо, что почитателей собственного таланта среди друзей найти сложно. Поэтому особо меня никто не поддерживал — ну, кроме мамы, наверно. Так что для молодых писателей подскажу: если вас не читают ваши друзья, это значит только то, что вы не являетесь их автором, а они не являются вашей целевой аудиторией.

О том, что текст интересный, мне впервые сказала редактор моего первого издательства «Азбука» Евгения Тихонова. Это мой первый редактор, с чьей лёгкой руки началась моя карьера. Спасибо Евгении огромное: она заметила рукопись из тысячи других, что приходили к ним в издательство. А потом я читала отзывы в интернете и так поняла, что людям мои сказки нравятся. Но самое главное понимание пришло тогда, когда книгу перепечатывали в первый год издания столько раз, что она дошла до 100-тысячного тиража.

— В одном из своих интервью вы говорите, что мечтаете создать союз для творческих людей. Но ведь у нас в стране существует целых два союза писателей с представительствами во всех регионах. Чем будет отличаться ваш союз писателей?

— Я бы хотела организовать Союз для людей, занимающихся творчеством для детей. Но пока что это ещё только задумка.

КНИГА ПРОТИВ КОМПЬЮТЕРА

— В одном из своих интервью вы даёте рецепт, как приучить к чтению маленьких детей. А как заинтересовать чтением более старших, 9–12 летних, и можно ли это сделать, если они уже подсели на компьютерные игры и соцсети? 

— Есть простой секрет. Чтобы подросток начал читать, нужно предложить ему книгу о том, что его волнует сегодня, — и он не сможет оторваться от чтения. А ещё лучше, если эту книгу читает весь его класс. Тогда подросток сможет вступить в диалог со сверстниками и будет с ними на одной волне.

— Есть ли точка невозврата, после которой уже бесполезно пытаться приучать ребёнка к чтению?

— Никакой точки невозврата нет. Есть психологические особенности личности. Кто-то читает, кто-то не читает вообще. А у кого-то чтение приходит поздно. Например, я самостоятельно прочла первую книгу в 11 лет! И только потому, что долго лежала в больнице и нельзя было вставать с кровати. До этого мне читали книги вслух родители. Но после одиннадцати я стала читать запоем, а в 14 уже запоем писала первые свои истории в тетрадях.

— Как вы сделали вывод о том, что государство должно заботиться о том, чтобы дети читали? И о необходимости государственной программы.

— Конечно, государство занимается детским чтением. Есть библиотеки, куда поступают бюджетные деньги на закупку новых книг, бесплатные учебники и так далее. Вероятно, речь шла об этом. 

— У вас не было мысли, что, чтобы продвигать чтение среди детей, может быть, вам надо стать депутатом? И тогда можно будет донести до президента и правительства проблемы с чтением в стране?

— Чтобы дети больше читали, я стараюсь писать интересные книги. Это самое большое, что я могу сделать. А также обучать молодых авторов. 

О СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЯХ

— Одни знакомые мне детские писательницы, которым лет по 60 с лишним, не верят, что девочки сейчас озабочены любовью к мальчикам уже в 8–9 лет. А потому считают, что они в этом возрасте должны ещё читать стихи про снежинки и сапоги-скороходы, а уж никак не рассказы про взаимоотношения подростков. А что вы можете сказать про то, что сейчас девочки рано взрослеют и им уже не до детских сказок, не до приключений и таинственных миров, загадок-пространств? Они ищут себе мальчиков в интернете, заводят с ними переписку. И это даже не дополненная реальность, а новая реальность современных детей, взращенных интернетом с подачи родителей, которые сами и вручили им такие гаджеты.

— Дети разные. Некоторые взрослеют рано. У некоторых интерес к противоположному полу приходит намного позже обыкновенного. Конечно, книги, в которых описываются взаимоотношения подростков, нужны. Особенно интересно ребятам взаимоотношения в группе. Главное, чтобы книги были написаны с пониманием возрастных интересов и не переходили бы черту.

О СВОИХ КНИГАХ

— Насколько вам мешают пираты и были ли случаи плагиата?

— Честно говоря, я не знаю. Я не отслеживаю пиратов. В моём случае хорошо, что родители любят покупать детям бумажные книги, поэтому пиратские копии в интернете меньше всего касаются детских книг.

— Я знаю людей, которые искренне считают, что труд писателя ничего не стоит, а потому книги для них должны быть бесплатными. Такие люди не считают зазорным пользоваться пиратскими копиями, принципиально не собираются платить за литературу и негодуют, если не могут найти в интернете пиратскую копию последней изданной вашей книги. Как вы относитесь к пиратству и верите ли в то, что оно будет искоренено?

— Далеко не все пираты признают, что они плохие люди. Они просто не понимают, к чему ведёт их деятельность. Нужно заниматься просветительской работой и объяснять людям, что если не платить за авторские произведения, то автор, вместо того чтобы писать книги, вынужден будет зарабатывать на хлеб другим способом и у нас не будет новых книг, кино и песен. Покупка книг — это не выкидывание денег на ветер, это в том числе и материальная поддержка автора, благодарность за его творчество.

— Публиковались ли ваши произведения в каких-либо детских СМИ, например, во всероссийской газете для детей и подростков «Пионерская правда» журнале «Лучик+» или других? Или они издаются только в книгах? Можно ли найти ваши произведения в детских СМИ?

— К сожалению, у меня нет коротких произведений. Только давно, в молодости, журнал «Мурзилка» опубликовал несколько моих картинок, но там я еще была с девичьей фамилией — Екатерина Тимофеева.

СЕКРЕТ УСПЕХА

— Официальные писатели любят козырять своими регалиями, а у вас есть награды? Их нет или вам не нужны «понты», потому что вы заняты делом? Есть ли у вас звания, награды, литературные премии?

— Минутка грусти:) У меня нет наград и регалией, кроме того, что мои книги есть в каждой библиотеке России, общий тираж 3 миллиона экземпляров, а книга «Носки врозь» была отмечена журналом «Форбс» в списке 10 лучших детских детективов десятилетия.

Чтобы получить награду, нужно послать книгу на конкурс, и тема книги должна быть актуальной и социально значимой: например, истории о войне или дети из неблагополучной семьи. А я пишу развлекательную литературу. Что не менее сложно, но почему-то считается несерьёзным не достойным наград.

— Одна моя знакомая считает, что сейчас растёт поколение, у которого нет привычки к труду. Кино, телевидение и интернет воспитывают мысль о том, что можно жить «на халяву», не прилагая усилий. Конкурсы, где возможный приз даётся за репост, более популярны, чем те, где надо подумать, нарисовать, ответить на вопрос — то есть что-то сделать самому, приложив усилие. Вот и вы в своих интервью часто связываете свой успех с везением. А как же талант, упорный труд? Во сколько процентов того и другого вы бы оценили достигнутый вами успех?

— Я работаю очень много: пишу, рисую, преподаю, встречаюсь с читателями, даю интервью, учусь, а кроме того, занимаюсь семьёй. Невозможно стать балериной, не занимаясь долгие годы у станка. Невозможно быть писателем, не проводя долгие часы у компьютера и книг. 

Моё везение состоит лишь в том, что мои тексты понравились читателям. А ведь могло быть и так, что я не нашла бы свою аудиторию. Поэтому считаю себя счастливчиком!

— Как вы считаете, что можно считать успехом для писателя: большие тиражи и гонорары за книги, миллионы читателей или что-то ещё?

— Всё это вместе взятое. Но самый большой успех для писателя, когда он остался на полках на долгое время и его слава не развеялась, как дым, а читатели ждут новых книг!

О КРИТИКАХ И КРИТИКАНАХ

— Вы чем-то конкретным насолили своим критикам или это была обычная зависть к человеку, который смог сделать то, что им было не под силу, — заинтересовать детей чтением?

— Да, в начале моей карьеры мир критиков на меня ополчился. Я очень переживала, но оказалось, что это сделало рекламу и в итоге обо мне узнали читатели. Что поделать: критикам нужно кого-то критиковать и с кем-то сражаться — на то они и критики. А я была яркой мишенью, и, кроме того, у меня не было никакой поддержки, никто не мог заступиться. Поэтому я была лёгкой добычей.

Сегодня критиков стало меньше. Всё больше появляется хороших отзывов, чему я рада.

— Как вы считаете, является ли писатель стОящим, должен определять читатель или литературный критик должен указывать читателю, что ему читать?

— Решение, печатать книгу или нет, должно принимать издательство, учитывая возрастной ценз и этику. Решение, что читать, должны принимать читатели. Работа критиков крайне интересна для литературного мира, но не отражает то, что читают массы. 

Кроме того, если бы критики решали, что можно давать читателям, я бы никогда не стала писателем. Мы бы читали только «разрешённую» литературу. А ведь если быть честными, далеко не все критические статьи являются правдой. Некоторые из них — это аплодисменты другу-писателю или нападки на какого-нибудь автора, которого сейчас «модно» ругать.

— Екатерина Александровна, я читал, что вы начали писать сказки с четырнадцати лет. Я начал писать в девять и к своим четырнадцати уже не раз хотел бросить это занятие. Что поддерживало вас в писательстве, благодаря чему вы не опустили руки и пришли к осуществлению своей мечты? Как вообще ребёнку, подростку выдержать критику и травлю взрослых? Как к вашему писательскому хобби относились ваши одноклассники и друзья-подруги? Кто вас больше критиковал: сверстники или взрослые?

— Если есть большая мечта, будут и испытания на пути к ней. Если есть силы, то человек выдержит. Нет — свернёт с пути. 

Важно найти единомышленников, быть дипломатичным, не портить свою репутацию, и стать хорошим профессионалом. С критикой сталкиваются абсолютно все авторы, особенно в начале творческого пути.

Работа писателей — это очень сложная профессия. Нужно уметь себя мотивировать к работе ежедневно, ведь над тобой нет начальника. Цель должна быть огромной: поначалу не будет денег и восхищённых отзывов, да и редко кому везёт и у него найдутся поддерживающие друзья. В основном родственники и друзья относятся к идее быть писателем критично. 

Но есть и огромные плюсы. Эта профессия помогает погрузиться в собственные миры и говорить с тысячами людей одновременно!

ВОПРОСЫ ОТ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Не каждому выпадает шанс взять интервью у топовой российской детской писательницы. А потому, основательно подготавливаясь к такому мероприятию, я решил дать возможность поделиться впечатлениями и задать вопросы людям, непосредственно стоящим на переднем крае борьбы с заразной болезнью нечитайкой, — библиотекарям.

 Несмотря на то что у библиотекарей была пора отпусков, на мою просьбу-предложение откликнулись библиотекари со всей России, а также из Казахстана. Нереально в рамки одной статьи вместить все пришедшие отклики и вопросы. Какие-то повторялись, а на какие-то можно найти ответы в интернете. Поэтому я выбрал самые интересные из них, чтобы включить в интервью

— Екатерина Александровна, знаете ли вы, что даже среди библиотекарей нет единства по поводу оценки ваших книг? Библиотекарь из Адыгеи сетует, что в ваших книгах нет морали и что они ничему не учат. Она спрашивает: с какой целью написаны книги Кати Матюшкиной? Просто для развлечения?

— По-моему, мир был бы серым, если бы мы выкинули все комедийные фильмы, весёлую музыку, добрые сказки и оставили бы только нравоучительные тяжёлые истории, от которых хочется спрятаться под одеяло. 
В книгах ребёнок учится не только морали, но ещё и социальному взаимодействию, умению выкручиваться из сложных ситуаций, получает прививку справляться со страхом, учится юмору, ну и, конечно, разгружает психику после тяжёлых учебников, тем самым привыкая к чтению. А ещё учится мечтать и получает любимый мир в подарок, куда он может спрятаться от житейских проблем:)

— Многие библиотекари спрашивают, что нужно для того, чтобы провести вашу встречу с читателями — очно или хотя бы по скайпу? 

— Для очной встречи можно связаться со мной в социальной сети ВКонтакте и пригласить в гости. Я с удовольствием езжу по городам России на встречи и недавно была в Костроме, Норильске, Тихвине, Риге, Нижнем Новгороде, Чкаловске и других. По скайпу встречи в последнее время не провожу.

Библиотекари из Усть-Катава, Катав-Ивановска, Юрюзани, Миасса рассказывают, что ваши книги идут нарасхват и редко стоят на полках. Некоторые сожалеют о том, что из-за отсутствия финансовой возможности последние поступления ваших новинок были в 2015 году. В качестве примера приведу отзыв заведующего библиотекой из Златоуста.

 «Мы хотели бы видеть как можно больше книг Кати Матюшкиной на наших полках. Ведь они такие яркие, каждый герой по-своему привлекает своего читателя. И многие дети начинают даже цитировать своих полюбившихся персонажей!
Очень часто дети берут её книги и читают по несколько раз! Интересуются ребята совершенно разных возрастов, как маленькие, так и подростки! Берегут книжки, подклеивают. «Кот да Винчи. Ограбление банки» сильно нравится всем. Красочная, интересная! А особенно привлекают задания, которые дети с озорством выполняют в процессе чтения. В Златоусте к Новому году вся централизованная библиотечная система организует квест для детей. И вот в 2018 году был квест по мотивам книги про Фу-Фу и Кис-Киса. Дети остались в восторге! (Подробнее про этот квест можно прочесть по ссылке https://www.zlatcbs.ru/novosti/162680-novogodnee-rass.. 

— А вопрос из Златоуста такой: как, несмотря на то что вы не ребёнок, вам удаётся окунуться в беззаботный мир детства? Каким вы хотите видеть своего читателя?

— Я хотела бы видеть своего читателя счастливым — увлечённым чтением и сказочным миром. И для этого много работаю. Изучаю детскую психологию, методики работы с детьми. С детства хотела быть детским писателем и читала множество детских книг. Потом стала детским иллюстратором, теперь пишу ещё и сценарии для мультфильмов — так получилось, что вся моя деятельность всегда была направлена на детей и я хорошо знаю их интересы и возрастные особенности.

— Я сам видел ваши распухшие от зачитанности книги в челябинских библиотеках. Заведующая одной из них спрашивает: «Ваши книги издаются в Москве и Санкт-Петербурге. До Челябинска они не доходят или доходят в малом количестве, а спрос на них большой. Можно ли заключить договор с каким-нибудь челябинским издательством?» 

— К сожалению, у меня эксклюзивный договор с издательством. Так что не получится. 

— Библиотекарь из челябинской детской библиотеки № 13 задаёт вопрос: «Почему главный герой ваших детективов — именно кот? Может, у него есть прототип? Есть ли у вас кот или другие домашние животные?»

— Да у многих моих персонажей есть прототип. И кот да Винчи — это наш главный редактор и мой продюсер, который работал со мной с 2006 по 2009 год. У кота его характер и его гениальность:)

Сейчас у меня нет домашних животных, к сожалению. Погибли собака и кошка, пока сил нет заводить нового друга. Я переживаю утрату.

В кустанайской областной библиотеке имени Ибрая Алтынсарина (Казахстан) много ваших книг. По рассказам библиотекарей, проводивших опрос среди читателей, ваше творчество обожают дети и ему доверяют родители. Библиотекарь Айгуль Байканова интересуется:

— Художник Нина Коровина из Кустаная проиллюстрировала несколько ваших книг серий «Снумрики», «Кот да Винчи»… Как вы познакомились с Ниной?

— Я бесконечно благодарна Нине за работу над моими книгами! Она потрясающий художник, каких мало. Мне здорово повезло, что когда-то Нина откликнулась на моё объявление в интернете. Сейчас она работает над новой книгой про Медвежика, а до этого великолепно оформила несколько книг с Котом да Винчи, а также книги про сыщиков Фу-Фу и Кис-Киса и Снумриков. 

— Что нужно для комфортного написания детских сказочных историй? На Востоке люди пьют много чая. Как вы относитесь к чайной церемонии, находите ли время для неё, ведь чай нужно пить не спеша?

— Какая хорошая традиция и великолепный напиток! Я люблю чёрный чай без добавок. С утра наливаю себе чашку чая и только тогда сажусь сочинять новые книги. Чашка слева от компьютера — мышка справа! Такая у меня личная традиция.

— Екатерина Александровна, я родился в Кустанае (Казахстан), а сейчас живу в Челябинске. Эти два региона мне очень близки и мною любимы. Бывали ли вы в Челябинске и Кустанае и не планируете ли посетить эти города? 

— К сожалению, не была, но обязательно побываю, если появится такая возможность. Очень хотелось бы поговорить с челябинскими и кустанайскими ребятами. Что они читают? Какие у них хобби? Что интересного происходит в их городах? Если будет приглашение от библиотек или книжных магазинов, то обязательно приеду. Очень хочу у вас побывать!

И в завершение интервью два вопроса, которые очень интересуют ваших маленьких читателей. 

— Екатерина Александровна, дети хотят продолжения ваших историй. Какие новинки ваших книг ожидают читателей?

— Сегодня уже написаны продолжения четырёх серий и сейчас иллюстрируются художниками: «Роболты-2», «Медвежик-2», «Хорошо там, где ты есть», «Книга Кролика про Кролика — 2», которая будет называться «Переполох во времени», «Привет от приведения» (это продолжение серии про сыщиков Фу-Фу и Кис-Киса). А также я хочу написать ещё одну книгу про Кота да Винчи и фэнтези.

— Нет ли в ваших планах создания персонажа с восточным менталитетом, мышлением? Особенно учитывая, что ваши произведения заинтересовали китайцев? Появится ли мишка панда в ваших будущих книгах?

— Спасибо за идею. Я бы хотела написать книгу, где были бы представители разных наций и цвета кожи. Пусть дружат дети всего мира и воспринимают друг друга с радостью!

Фото с официальной страницы Кати Матюшкиной во "ВКонтакте"

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Программы и проекты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях