Что вы представляете при слове храм? В моём представлении храм - большое светлое помещение, расписанное фресками, наверху купола и колокольный звон… Ничего этого мы не увидели, когда подошли к Святотроицкому храму города Кыштыма.
Здание, окрашенное в светло-зелёную краску, стены облупившиеся, с какими-то трубами, и без куполов, предстало перед нами. Но даже в таком виде было понятно, что здание особенное. С нескольких сторон – белые арки, (согласитесь, не у каждого здания – арки), расположено оно на горке возле берега не то озера, не то водохранилища, поросшего засохшим репейником. И когда подходишь, чувствуется благоговейный трепет, как перед любым намоленным местом. Хотя давно храм не видел настоящей службы. Храм закрыли в 1930-х годах. Затем оно было передано механическому заводу, где был организован клуб, в котором проходили торжественные заседания, позже использовалось под молодежное рабочее общежитие. В нулевых его освятили, но ремонтировать власти не стали.
И вот уже 5 лет, каждую субботу сюда приходят люди... Вот, например, молодой мужчина в ярко-синей шапке - Александр Николаевич Фадеев, бизнесмен. А вон с иконописной внешностью пожилой человек - профессор физико-математической кафедры из Екатеринбурга Фёдор Вячеславович Дякин. Повсюду ходят, стучат и пилят удивительные и интересные люди...
Идём мы по извилистой дорожке к храму. Вокруг нас покосившиеся домишки, деревья, одетые в жёлтую листву. Грязь под ногами чавкает, словно кушает. Заходим в храм. Пыль, стелющаяся по полу, метлы и пилы, горы кирпичей… и посреди всего хаоса, на противоположной стене, висит крест. Нас сразу провели в деревянную «келью». В келье одна стена вся в иконах, напротив неё бабушка читает молитвы. На другой стене вешалки, все в рабочей пыльной одежде. Посредине, гостеприимно раскинув скамьи, стоят столы. Когда все сели, одна из активисток-реконструкторов рассказала историю храма. Слушая , мы пили чай. На столах расставлены угощения: мочёные помидоры, редька, яблоки, вафли и профитроли. После чаепития мы переоделись: кто-то в защитные костюмы, а кто-то просто взял перчатки.
«Бригаду» мальчиков, вооружившуюся пилами и топорами, отправили очищать берег от репея. Его просто так не выдернешь. Его, заразу, надо спилить под корешок. Мы расчистили небольшую полянку, одновременно создав общество трёх мушкетёров, промокли и стали переносчиками семян репейника. Потом попытались сжечь сорняки. Под дождём не очень получилось, даже бензин не помог. Возможно, какое-нибудь жертвоприношение помогло бы развести костёр, но увы…
Когда мы, в конце субботника, полезли на крышу, мне пришла в голову эта ассоциация - храм-крепость. Говорят, раньше в храмах не только молились, но и защищались от врагов (нет, ну а вдруг). Именно впечатление храма-крепости производит Святотроицкий. Во-первых, вид снаружи. Здание высокое и стены толстые. Во-вторых, крыша. Она деревянная, с арочными окнами, без стёкол, с узкими каменными переходами. Когда поднимались и спускались по лестнице, сверху и снизу были слышны охи и ахи: снизу Татьяны Николаевны, сверху Леры. Конечно, лестница-то крутая.
Странно устроена психология человека. Представьте, вы уже взрослый человек, проходите возле заброшенного дома. У Вас возникнет мысль восстановить его? И если даже возникнет, то будете ли вы воплощать её? У Александра Фадеева не только появилась эта идея, но он и начал её воплощать…
И словно феникс, возродится Святотроицкий храм!