Как профессиональные актеры в «Зеленом театре» играют… успешные люди Челябинска! Их объединяет общая цель — озеленить город. 25 марта коллектив неравнодушных горожан представил вниманию зрителя спектакль «Иван Васильевич: «Танцуют все!» Деньги, вырученные с продажи билетов, направят на посадку деревьев. За два предыдущих спектакля собрано более 1.700.000 рублей и высажено 1700 деревьев Я побывала на репетиции и познакомилась с участниками "Зеленого театра"
— Когда идея благотворительных спектаклей в Челябинске только началось, был похожий проект, но деньги передавали в онкоцентр, — рассказывает исполнитель роли Жоржа Милославского Вячеслав Бежин, директор филиала ПАО «МТС» в Челябинске. В какой-то момент команда разделилась: и мы получили два проекта. В нашем «Зеленом театре» мы решили озеленять Челябинск. Наша задача сделать что-то понятное, визуальное и полезное для города. Наш Челябинск серый, но мы его любим!
Есть конкретная цель, и сейчас любой может увидеть результат: после спектакля «12 стульев» мы озеленили площадь Павших революционеров, после «Женитьбы Фигаро» деревья были высажены перед Оперным театром. Еще одна цель — популяризация театра. В моей компании есть сотрудники из деревень, и из поселков. Некоторые никогда не бывали в театре, а так пойдут хоть на директора посмотреть.
Знаете, можно говорить, а можно делать: вот говорят: «На озеленение нужны миллионы». Мы 1000 деревьев посадили в этот раз, в следующий еще 1000 посадим. Пока деревья только набирают силу, а через 3–4 года их уже будет видно. Еще говорят: «Я бы без спектакля дерево купил и посадил». А мы ведь не против: вперед, сделай!
«Последние дни перед премьерой мы начинаем репетировать в семь, после работы, а заканчиваем в 10–11», — рассказывает Вячеслав.
Воскресенье. 12:42. Актеры уже в сборе. Впереди — пятичасовая репетиция. Но челябинцы не унывают: они смеются, облачаются в свои костюмы, обсуждают вопросы бизнеса.
Здесь проблема опозданий решается легко: пришёл на минуту позже — плати 10 рублей. Задержался на 12 — плати 120!
ИРМА ГЕЙЕР: «Купи билет — посади дерево для города Челябинска, и легкие будут чище».
— А детям скидки есть? — смеётся женщина, пришедшая с сыном-школьником.
— Только грудным! С вас обоих по 190, — улыбаются актеры.
— Я вас тут всех кормлю, а вы… — шутливо ругается опоздавшая актриса Ирма Гейер, врач высшей категории и руководитель отдела маркетинга и внебюджетной деятельности городской больницы, исполнительница роли жены управдома Бунши.
«Большая коммуналка»
— У меня получается актерское турне по ролям, сыгранным Натальей Крачковской, — рассказывает Ирма, — в «12 стульях» (в одной из прошлых постановок театра) я была мадам Грицацуевой, в «Иване Васильевиче» играю роль Ульяны Андреевны — жены Бунши. По характеру роль мне абсолютно подходит — хозяйка коммунального хаоса… Это похоже на мою сферу работы. Хотя по характеру я другая, героиня мне близка, наша больница — большая коммуналка, — смеётся актриса.
«Зеленый театр» лечит наш Челябинск
— По образованию я врач. Для меня важен пациент: поставить ему диагноз и назначить лечение. «Зеленый Театр» так и делает: он знает, где болит, что болит, и лечит наш Челябинск.
«Я рада, что он со мной»
— В этой постановке со мной играет сын: он всегда наблюдал со стороны, а в этот раз сам захотел принять участие. Для ребенка это полезный опыт: он познакомился на площадке с интересными людьми. К тому же, чтобы мальчику-подростку выйти на сцену, нужно преодолеть определенные страхи. Он боится всех подвести, я вижу это: репетирует дома, старается. Происходит развитие качеств, которые помогут сделать из мальчика мужчину. Я очень рада, что он со мной.
Возвращаемся в репетиционный зал. «На лето задание всем, кто не прочитал: „Моя жизнь в искусстве” Станиславского. Не прочитавшим — штраф!» — объявляет труппе главный режиссер Вячеслав Харюшин.
— А мультика нет? — спрашивает один из подошедших к нему актеров.
— А комикса? — подхватывает второй.
ЮРИЙ СИМАНКОВ: «Иван Васильевич» — событие, важное для города. Хочется, чтобы люди смогли отдохнуть, придя на спектакль».
Кто мы?
— Мы творческие инициативные люди, которые хотят раскрыть свой потенциал и принести пользу. Мы сами развиваемся: нас учат вести себя на сцене, ставят речь, рассказывают о психологических аспектах вхождения в роль. Плюс мы показываем классические известные постановки челябинцам и это заканчивается озеленением, — рассказывает Юрий Симанков, директор благотворительного фонда «Зеленый театр» и исполнитель роли управдома Бунши-Корецкого (именно так героя зовут в оригинале). — Выбрать площадку для озеленения не просто, ведь она должна отвечать многим критериям: располагаться в местах массового отдыха горожан, быть пригодной для высадки и важно, чтобы на месте, которое мы выберем, не началось строительство лет через 10. Для этого мы активно работаем с органами власти и всегда находим решенение
Что мы делаем?
— Это уже третий наш спектакль, ставим по оригинальной пьесе Михаила Булгакова, Мы привыкли, что Бунша и Иван Грозный — это один Юрий Яковлев. А у нас это разные люди, как и прописано в оригинале.
АНДРЕЙ ЗАОСТРОВСКИЙ: «Приходи получить позитивное настроение и увидеть людей таких же, как ты, которые ходят с тобой по этому Арбату, улицам, которые с тобой работают».
— Будьте как профессионалы, не выдавайте, что что-то пошло не так. Вот, например, Пугачева, — наставляет артистов на сцене сорежиссер и хореограф Андрей Заостровский. — Она пела свою песню под фонограмму, перед проигрышем должна была прозвучать еще одна фраза, а она, видимо, забыла об этом. Повернула голову вбок и молчит, а голос в микрофоне говорит: «Пока». И все уже понятно становится зрителю, что идет фонограмма… Другая бы уже повернулась, смутилась, а она стоит в образе дальше, будто все нормально. Думаешь: «Ну, видимо, бэк-вокал» … И даже если что-то произойдет во время спектакля, будьте в обстоятельствах, не показывайте этого!
Как попасть в «Зеленый театр»?
— «Зеленый театр»сформировался хаотично, импровизационно, по принципу сарафанного радио — рассказал одному второму… и меня пригласили так же: позвонили в 8 утра, нужен был хореограф. С тех пор прошло уже три года.
Как работается с «актерами»?
— Здесь люди по натуре лидеры. Почти все холерики и экстраверты. Они борются и с Вячеславом(главным режиссером), и со мной. В первый год я выстроил четкие границы, чтобы они научились меня слушать и слышать. Мы доверяем друг другу. Они видят результат нашей работы. Режиссеры привыкли работать с профессиональными актерами, не каждый может работать с «обычными» людьми. Но у меняполучается.
Почему «Иван Васильевич»?
— Выбирают сценарий актеры, мы им советуем что-то, объясняем, почему не получится поставить, например. Поступали предложения практически по всем классическим произведениям.
Когда непрофессионалы играют драму, есть риск, что они будут выглядеть нелепо. Чаще всего это является причиной ухода зрителей со второго отделения: если они не держат нерв, не устанавливают контакт — просто из-за отсутствия компетенции — смотреть их не будут. С комедией тоже есть риски: нужно не уйти в клоунаду. Но в веселом произведении люди будут чувствовать себя увереннее. У нас и так жизнь непростая, эти люди приходят сюда отдохнуть, а тут страдать придется? К тому же это небезопасно для самого актера — он может не переключиться. А нужно видеть разницу между Андреем и Андреем-Гамлетом, например.
Зрительный зал был полон. Аншлаг. Лишние билеты спрашивали уже на подходах к театру. Шутки, которые, казалось, взрослые знают наизусть, смешили зрителей, как в первый раз. Простые танцы завораживали, а вставки между основным сюжетом (например, звонки Шпака в полицию) заставляли улыбнуться и подумать: «А такого в фильме не было!» Несмотря на некоторые проблемы со звуком (это, скорее, недочет звукорежиссера), спектакль был сыгран на «ура».
После аплодисментов с балкона послышались крики: «Юра! Юра!» Это кричали исполнителю роли Бунши-Корецкого коллеги, улыбающиеся мужчины в деловых костюмах и галстуках.