Девятиклассник Ваня Морозов из Челябинска – заместитель куратора на акциях челябинского проекта «Разделяйка». С мешочком из тюля в руках пятнадцатилетний парень помогает на акции всем: определить тип пластика за секунду, достать пакет, загрузить в грузовик… Кажется, ему по силам все: и груз ответственности, и мешки со стеклом.
- Когда ты стал увлекаться волонтерством?
- С 8 класса я состою в волонтерском центре ЗВУ (»За Возрождение Урала»), еще работал в нескольких центрах. В одном увидел набор на «Разделяйку».
- Как стать куратором «Разделяйки»?
- Расскажу свою историю. Я волонтерил на акциях, состоял во всех рабочих чатах. В одном из них появилась информация, что в Ленинском районе нужен куратор на один раз. Я согласился, и мне понравилось. Пока я только заместитель куратора, но меня «повысят», если я проведу июньскую акцию.
- Что самое сложное в процессе работы на акции?
- Разделять «пятерку» мягкую от «прочего мягкого» (смеется). На самом деле, у куратора задачи важнее. Когда я пришел, централизованной закупки мешков не было. Надо было закупать мешки самому. Деньги на это давались, но был соблазн сэкономить на мешках, сказать, что они стоили дороже, чем есть на самом деле, такая вот «коррупция». Важно было рассчитать, сколько их, чтобы потом не засылать волонтеров.
В Ленинском мне не очень нравилось, как проводятся акции. У них мало волонтеров, всегда недобор. Вообще, все оргзадачи с моей природной безответственностью тяжело проходили. Поэтому я сейчас рад, что не за все отвечаю на акции. Но полномочия собираются передать мне. Поэтому снова начнется… Слава Богу, теперь с централизованной закупкой мешков!
- Что тебе хотелось бы изменить в проведении акций «Разделяйки»?
- Мне не нравится, что волонтер не знает свою зону ответственности. Прямо на мероприятии ему говорят: «Ты умеешь сортировать? Иди, вставай на пластик».
Мне хотелось бы проводить встречи за несколько дней до акции с волонтерами, где, исходя из того, что они умеют, определять их категорию. Чтобы не получилось, что в некоторых категориях никого нет, а в некоторых сразу несколько человек. Хочется привить ответственность. Сейчас, если волонтер не придет, ему скажут: «Приди в следующий раз», хотя на него рассчитывали. Мне хотелось бы большей жёсткости при выборе волонтеров и кураторов.
- Как долго ты запоминал виды пластика?
- Неделю. Но все семь дней я ездил на склад после школы и участвовал в процессе досортировки. Приходилось практически без подсказки запоминать, что крышечки от сметаны – всегда «пятерка», и другого случая быть не может.
- Расскажи о процессе сортировки. Что происходит с мусором, который собрали на «Разделяйке»?
- Дальше мешки с мусором увозят на склад и сгружают в одно место. На складе человеку, который мало знает о сортировке отходов, может показаться, что творится вакханалия, и это новая челябинская свалка. На старом складе так было. На новом есть оплачиваемые сотрудники и система вся лучше. Отсортированное спрессовывается в тюки или измельчается. Тюки эти выглядят, как кубы у Валли. Даже пресс такого же цвета. Загружают газель и увозят на завод-переработчик. Все категории на разные заводы, поэтому приходится ждать, пока скопится соответствующая партия. «Прочий мягкий пластик» мы отправляем в Екатеринбург, они принимают объемы от тонны или от двух. Поэтому на складе это лежит очень долго.
- Дома ты тоже сортируешь мусор?
- В «Разделяйке» я волонтерю год, а дома стал заниматься этим только три месяца назад. Но много лет собираю макулатуру. Когда был маленький, в библиотеку относил в обмен на разрешение рыться в книгах на списывание и забирать себе. Еще мы крышечки в школах собирали. А «дотошную» сортировку всего мусора начал только три месяца назад. С органикой никак еще не контактировал: нет определенной методики.
- Как отнеслись родители к предложению сортировать дома мусор?
- Мама сама предложила. После нескольких попыток подумал, что бесполезно ее уговаривать. Но на начальном этапе от нее были упреки: «Раз в месяц ходишь покрасоваться, какой ты умелый сортировщик, а дома все в одну кучу валишь». При этом сама сортировать отказывалась! В итоге она заинтересовалась стратегией расхламления, и одним из этапов для нее стал переход к раздельному сбору мусора для осознания того, сколько пластика она производит. Причем одновременно с этим она заказала у бабушки мешки из тюля, чтобы не использовать одноразовые пакеты. На прошлой акции у меня порвался последний полиэтиленовый пакетик в моем доме…
- Что изменилось в твоей жизни после перехода к разделению мусора?
- Одним из поводов вытащить меня из-за компьютера стало: «Вань, я пластик помыла, помоги раскидать по пакетам!» Стало меньше свободного времени, потому что пластик нужно разрезать (какие-то упаковки), промыть, высушить, потратить время на сортировку. Меньше стало свободного места: целый ящик стали занимать отходы. Появилась проблема: забываю достать фантик, который ношу целый день, чтобы выкинуть дома, а, выходя на улицу, обнаруживаю, что забыл это сделать! Отчасти проблему решают контейнеры на улице, но они принимают не все виды пластика. Стал стараться уменьшить потребление тех видов, которых скапливается дома больше, потому что хранить у себя дома половину «Разделяйки» - так себе удовольствие. Ищу магазины, где продают на развес, вне дома стараюсь не покупать что-то: если надо перекусить, беру готовое из дома. Появилась экосознательность, которой у меня не было, несмотря на то, что я был куратором.
- Ты предлагаешь разделять мусор друзьям?
- В сентябре мне удалось уговорить нашу школу поставить контейнер «Мегаполисресурса». Они принимают не все категории, но нет ни одной коммерческой фирмы, которая принимала бы 23 категории, как «Разделяйка». Многих знакомых тоже уговорил этим заниматься. В волонтерской среде разговаривал с ребятами, некоторые поставили контейнеры целлюлозы в офисах, некоторые стали собирать крышки у себя в учебных заведениях.
- С чего лучше всего начать вести экосознательный образ жизни?
- Можно начать собирать элементарное: макулатуру и крышечки. Их принимают во многих магазинах, школах и техникумах. Отсюда легко перейти к более глобальному разделению: пластику. Не все сразу: сначала твердый, потом мягкий. Дома не стоит сразу строить линейку из 23 пакетов. У меня есть знакомая, которая отошла даже от формата «Разделяйки»: она часть мусора копит по два три месяца, сдаёт в частные приемки, где ей за это дают некоторое количество денег. Такого мы пока сделать не можем: точка акции стоит 2000-2500 рублей: это газель, мешки и перчатки. Одноразовые пакеты можно заменить авоськами, прозрачные пакеты – мешочками из тюля! Они легкие, вам не насчитают на кассе лишнего за вес. А если шить из старых занавесок или штор, будут узоры. Это эстетичнее, чем хранить в полиэтиленовых мешочках все. С отказом от пластика нет ничего сложного: практически всему есть альтернатива. Ведь пластику всего 150 лет, первый целлюлоид для шариков в бильярде появился в 1855 году, а до этого люди как-то обходились в быту без всего этого, а, кроме компьютера и автомобиля, в домашнем быту человека не прибавилось. Он вполне может жить экологично, если захочет!
- Как убедить человека разделять мусор?
- Надо сделать для него привычкой то, что ты отбираешь у него пластик. У меня в классе это доходит до абсурда. Когда у кого-то день рождения, сначала именинник проходит и раздает конфеты, потом я прохожу и забираю фантики. Когда начинают замечать, что с классных мероприятий я везу больше, чем привез, потому что там пластик, начинают интересоваться: кто-то просится помочь. Это постепенный процесс, но если не агитировать, а показывать, что: «Вот, смотрите, я делаю, для меня это нормально, в этом нет ничего странного, я не похож на бомжа, который собирает стеклотару в приемку, я похож на экосознательного человека!», то как-то тоже переходят к этому образу жизни.