Отряд «А» – это подразделение антитеррора, обеспечивающее безопасность страны. Разговор с ветераном отряда "Альфа".
17 октября в кыштымской школе № 1 прошла встреча с почётным жителем города Кыштыма Владимиром Владимировичем Елисеевым. Он выпускник этой школы, майор, ветеран спецподразделения «Альфа». Много лет как представитель ветеранской организации «Альфы» оказывает шефскую помощь кадетским отрядам школы № 4.
На встрече Владимир Владимирович напомнил, что отряд «А» – это подразделение антитеррора, обеспечивающее безопасность страны. «Альфа» участвовала в операциях в Буденновске, театральном центре на Дубровке, Беслане, Афганистане, Чеченской республике и многих других точках.
Что представляет собой жизнь «альфовца», как проходят боевые операции, старшеклассники увидели в показанных роликах, а Владимир Владимирович дополнил их более подробным рассказом.
После встречи ветерана «Альфы» с учениками 9-11-х классов гость ответил на вопросы корреспондента «ТиН-газеты».
– Владимир Владимирович, что вы чувствовали, когда шли на какое-либо задание? Ведь понятно, что оно может быть последним.
– Обычно спрашивают: а был ли страх? Страх возникает тогда, когда уже всё закончилось. Естественно, что перед выполнением поставленной задачи есть мандраж. Ведь до команды «штурм» может пройти 15 секунд, а может и несколько часов, и ты всё это время находишься в напряжённом состоянии. И лишь потом, когда уже всё закончилось, ты начинаешь анализировать, и вот тогда появляются мысли, что можно было поступить иначе. Был у меня случай в Афганистане. Нам необходимо было эвакуировать убитого офицера. Мы выдвинулись по горам. Карабкались, под ногами осыпались камни, но была ночь и мы ничего не видели. А когда возвращались обратно, то обнаружили, что под нами был 400-метровый обрыв. Вот тогда стало страшно.
– А как ваши родственники отнеслись к тому, что вы поступили в отряд «Альфа»?
– До операции в Сухуми (это 1990 год), кроме жены, никто об этом не знал. После августа 1990 года я приехал в Кыштым. Собралась вся семья. И я показал орден Красной Звезды. Тогда у отца и матери появились слёзы, они всё поняли. В дальнейшем относились к моему выбору с уважением.
– Какие операции «Альфы» были самые сложные?
– Все они сложные! Во всех операциях от нас зависит жизнь людей. Одна из сложных – это операция в Будённовске. Тогда террористы захватили более 1600 заложников, мужчин просто расстреливали, а женщин ставили в окна, как живые щиты. Невероятно сложен был Беслан, где погибло множество детей.
– Каким образом пришло решение пойти служить в «Альфу»?
– Скажу честно: в тот момент я не знал, куда шёл. В тот период времени подразделение было совершенно секретным. Тогда я служил в пограничных войсках, и меня спросили: «Володь, не хочешь заняться хорошей работой в комитете госбезопасности?» А для нас комитет госбезопасности был вершиной, где можно было применить все свои силы и умения. И только когда пришёл приказ о моём переводе, я понял, что это подразделение по борьбе с терроризмом. В течение полутора лет сдавал различные тесты, проверяли моё прошлое, и всё это в строгой секретности.
– Как вы сказали на встрече, на каждое освободившееся место в подразделении сейчас много кандидатов, то есть спецподразделения сейчас популярны?
– Да, туда кандидатов больше, чем в любое элитное учебное заведение России. Лет десять назад, когда мы спрашивали, кто хочет служить в армии, рук почти не было. Сейчас же достаточное количество парней, а самое интересное – и девочек, которые хотят проходить службу. Многие понимают, что уже не будет такой масштабной войны, как, например, Великая Отечественная. Что сейчас многое зависит от техники, а в нашей стране она очень развита. Да и обеспечение армии сейчас очень хорошее.