«Осень — последняя, самая восхитительная улыбка года», - говаривал Уильям Каллен Брайант. Это время приятной меланхолии, философских размышлений, горячего кофе, теплого пледа и неспешных дружеских бесед. А ещё осень у лицеиста всегда ассоциируется с яркими и воодушевляющими праздниками, например, такими, как День лицеиста и День учителя, когда мы все спешим октябрьским утром поздравлять наших бесценных учителей. Не всякому удаётся побывать как на месте лицеиста, так и на месте учителя лицея. А вот обворожительной Наталье Сергеевне Дедковой удалось, и не случайно я обратилась к ней с просьбой об интервью. Сейчас Наталья Сергеевна – опытный талантливый педагог, воспитавший первого стобалльника по информатике в истории лицея – Акманова Андрея, а когда-то была одной из нас – лицеисткой.
-
Наталья Сергеевна Дедкова: «Моя награда – это дети, исполнившие свои мечты»
«Осень — последняя, самая восхитительная улыбка года», - говаривал Уильям Каллен Брайант. Это время приятной меланхолии, философских размышлений, горячего кофе, теплого пледа и неспешных дружеских бесед. А ещё осень у лицеиста всегда ассоциируется с яркими и воодушевляющими праздниками, например, такими, как День лицеиста и День учителя, когда мы все спешим октябрьским утром поздравлять наших бесценных учителей. Не всякому удаётся побывать как на месте лицеиста, так и на месте учителя лицея. А вот обворожительной Наталье Сергеевне Дедковой удалось, и не случайно я обратилась к ней с просьбой об интервью. Сейчас Наталья Сергеевна – опытный талантливый педагог, воспитавший первого стобалльника по информатике в истории лицея – Акманова Андрея, а когда-то была одной из нас – лицеисткой.
– Наталья Сергеевна, почему среди множества профессий Вы выбрали самую сложную, самую ответственную - профессию учителя? Что побудило Вас стать на преподавательскую стезю?
– Если бы мне в школе сказали, что я стану учителем, я бы посмеялась в лицо сказавшим, была бы крайне удивлена. Но сейчас я думаю, что тяга к профессии педагога проявилось у меня на генетическом уровне, так как и моя прабабушка, и бабушка, и тетя являются учителями. Так что это в крови у всей нашей семьи, и от этого никуда не уйдешь. Целая династия учителей, отдавших много часов и лет жизни любимому занятию...
– Насколько нам известно, будучи старшеклассницей, вы учились в лицее. Помните ли свой первый день в качестве лицеистки?
– Я поступила в лицей в 2003 году, когда только начиналась его деятельность. Обучение в то время осуществлялось на протяжении двух лет. В самом начале я безумно не хотела идти в лицей, ведь за целых девять лет учёбы в школе №65 я стала частью дружной семьи, и уходить не было желания. В нашем школьном коллективе я была лидером, и я понимала, что здесь придётся вновь завоёвывать лидирующие позиции. Ведь в лицей, как правило, приходит много амбициозных молодых людей, с уже сформированными лидерскими качествами, умеющих побеждать. Но папа тогда хорошенечко «замотивировал» меня… В первый день я увидела знакомые лица, Ирина Сергеевна Афонина училась со мной в 65 школе. Лицей находился тогда на улице Гагарина, был очень маленьким, и, например, на физкультуру нам приходилось ездить аж в другой район города. Как назло, всегда после физкультуры был урок математики, а математик у нас была с очень строгим нравом, и её все побаивались. Поэтому после занятий мы переодевались со скоростью света и сломя голову бежали до трамвайной остановки, чтобы быть на математике вовремя.
Класс в лицее оказался очень дружным, мы общаемся до сих пор. Сейчас я благодарна своему папе за то, что он тогда меня отдал в лицей, ни капельки не жалею. Лицейская жизнь ни с чем не сравнится. Даже студенческая пора меня так не воодушевила, как лицейская жизнь. Также считаю, что мне посчастливилось пройти путь от лицеистки до учителя лицея. Обстоятельства сложились так, что уже студенткой третьего курса я получила предложение поработать здесь в качестве учителя информатики. Будучи человеком очень ответственным, я обложилась всеми учебниками, которые у меня только были на тот момент и, как помню, даже определение информатики на уроке формулировала с помощью пяти источников. У меня была цель – чтобы дети меня поняли, а не просто зазубрили дефиницию. Я была ненамного старше ребят. И мне не составляло труда найти с ними общий язык, ведь я прошла все то, что проходили они, и я, наверное, как никто другой их понимаю.
– Как изменился лицей с тех пор?
– Мы стали огромной семьей! Появилось новое здание, в котором поместились все. Когда я училась, лицей был вынужден арендовать кабинеты в школе №26, и, естественно, мы раздражали местных учащихся, поэтому нам приходилось ютиться в отведенном нам уголке. А сейчас у нас имеется прекрасная возможность всем вместе учиться под одной крышей. Есть прекрасный актовый зал, современный бассейн, просторная столовая. О таком мы даже мечтать не могли. Нынешний лицей – это результат колоссальной работы, просто невероятной. -
– В этом году, впервые за 19 лет работы лицея, у нас есть стобалльник на ЕГЭ по информатике. Как достичь подобного успеха?
– Для меня этот стобалльник словно снег на голову. Хотя у Андрея Акманова весьма неординарное мышление, он считал исключительно только в уме, причём всегда при этом смотря в окно. У нас даже была шутка по этому поводу. Я, если честно, от него не ожидала этих ста баллов, потому что все пробники у меня он писал средне. Но он всегда был силён в программировании. Я считаю, что 70% успеха – это заслуга самого Андрея, а оставшиеся 30% – мой вклад, мой труд, моя методика, к которым я очень долго шла. В начале своей деятельности я днями и ночами изучала видео-уроки, видео-разборы от ведущих специалистов данной области, конспектировала их, перерабатывала, а потом вместе с ребятами разбирала весь материал. Для меня учить – это колоссальная ответственность. А когда мои дети идут сдавать экзамен, я стою со свечой в храме, и все об этом знают. Андрей – молодец, он собрался и просто «бомбанул» – выдал всё что знает. Он этого заслуживает. Впрочем, все его одноклассники тоже показали высокие результаты.
– Что Вы больше всего цените в наших лицеистах?
– Отзывчивость и чувство юмора. У наших лицеистов с чувством юмора всегда всё хорошо. Взаимопонимание и принятие друг друга – тоже важные качества. Лицеисты – люди, на которых можно положиться. И, безусловно, их важное качество – ответственность (которая появляется лишь в 11 классе во втором полугодии – смеется).
– Если бы Вам снова пришлось выбирать профессию, согласились бы опять стать учителем?
– Да! Я с удовольствием хожу на работу, она доставляет мне огромное наслаждение. Кайфую от того, что я делаю. С нашей профессией вообще можно пережить всё. Та энергия, которая идёт от детей, заряжает позитивом и заставляет буквально раствориться в процессе преподавания.
– А хотели бы Вы попробовать себя в роли учителя совершенно другого предмета?
– Я много взаимодействую с преподавателями кафедры биологии. И чем больше с ними общаюсь, тем больше биология меня захватывает. Настолько интересен мир генетики и нейронных сетей, и с информатикой очень много точек соприкосновения. Наверное, я бы хотела быть учителем биологии.
– С какими чувствами будете встречать двадцатилетие лицея?
–Для меня самая большая награда – это дети, исполнившие свои мечты. Когда кто-то, долго мечтая поступить в Питер, после экзаменов, в августе, пишет: «Я в Питере!», это значит, что весь педагогический состав лицея поработал настолько хорошо, что был услышан, и ребенок осуществил свою мечту. И я жду от этого двадцатилетия, что раз уж мы «открыли» стобалльников по информатике, они не закончатся, и их число будет удваиваться с каждым годом. Лицеисты смогут все чаще поступать в вузы своей мечты, а мы просто будем им помогать!