Статья написана в соавторстве с Ксенией Анисимовой
Аниме… Что это для современных подростков? Дань моде? Способ самовыражения? Увлечение «на час»? Способ найти единомышленников? И вообще, аниме – это хорошо или плохо?
Вопросов больше, чем ответов. В средствах массовой информации широко обсуждается проблема о роли аниме в формировании личности подростка. И проблему эту нельзя назвать простой. И однозначного ответа на поставленные выше вопросы нет.
Аниме, от англ. Animation «анимация» - японская анимация. БОльшая часть аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории. Благодаря этому имеет высокую популярность в мире. Аниме отличается характерной манерой отрисовки персонажей и фонов. Издаётся в форме телевизионных сериалов, а также фильмов. Сюжеты описывают множество персонажей, отличаются разнообразием мест и эпох, жанров и стилей.
Из открытых источников мы узнали, что аниме, как самостоятельное направление в мультпликации, возникло в 1958 году. История его корнями уходит к началу XX столетия, когда японцы стали проявлять заметный интерес к иностранным техникам создания анимационных фильмов.
Старейшая из известных сохранившихся японских анимаций - «Katsudo Shashin» длится всего 3 секунды. Одним из самых первых аниме стал продемонстрированный в 1917 году двухминутный комедийный фильм «Namakura-gatana[en]», в котором самурай собирается испытать свой новый меч, но терпит поражение от горожанина.
Основоположником традиций современного аниме стал Осаму Тэдзука. Он заложил основы того, что позднее преобразовалось в современные аниме-сериалы. Например, Тэдзука заимствовал у Диснея и развил манеру использования больших глаз персонажей для передачи эмоций; именно под его руководством возникали первые произведения, которые можно отнести к ранним аниме.
Самыми популярными режиссёрами можно считать Сатоси Кон сериал - «Агент Паранойя», Макото Синкай - «Твое имя», «5 сантиметров в секунду», Хаяо Миядзаки – «Мой сосед Тоторо», «Унесенные призраками».
Не вдаваясь в глубокие размышления о плюсах и минусах аниме, мы решили просто выявить анимешников среди наших знакомых, одноклассников. Для проведения опроса и написания статьи нами была создана беседа в социальной сети «ВКонтакте». В неё мы пригласили друзей, подписчиков, чтобы выяснить, к какому виду любителей аниме они относятся: «скрытый», «ярый», «адекватный».
Данная классификация придумана авторами в процесе обсуждения темы совершенно спонтанно. Она не претендует на уникальность, но для подготовки материала этого было вполне дотаточно.
«Скрытый» - скрывающий свою причастность к аниме.
«Ярый» - всеми правдами и неправдами отстаивающий честь аниме.
«Адекватный» - спокойно реагирующий на критику аниме и предоставляющий факты в его защиту.
Опрос и общение в беседе приоткрыли некоторые тайны и преподнесли немало неожиданностей. Например, мы даже и не подозревали, что кое-кто из наших знакомых, одноклассников увлекаются аниме. Надо сказать, тема вызвала интерес и мы начали получать отклики и комментарии. Не всегда положительные.
На момент написания статьи нашими «собеседниками» стали 36 человек. Среди них анимешников «скрытых» - 4 (11%), «ярых» - 5 (14%), «адекватных» - 27 (75%). Диаграмма по результатам опроса представлена в фотогалерее.
Итак, бОльшая часть участников беседы – анимешники «адекватные». Конечно, эти данные нельзя считать объективными из-за малого числа опрошенных. Но мы убедились, что аниме популярно среди подростков. Этим пользуются и производители различных товаров: канцелярии, игрушек, одежды.
Выражаем благодарность всем, кто принял участие в проведении опроса.
Рисунки к статье выполнены Ксенией Анисимовой.