Заводскому хору русской песни «Уральский меридиан» в декабре исполнится уже 42 года. С его солисткой Галиной Николаевной Стародубцевой мы встретилась перед концертом в Доме культуры 4 ноября.
– Садитесь, пожалуйста, – предлагаем стул Галине Николаевне. Оказываемся в коридоре: перед нами сцена, справа репетиционная, слева – запутанный лабиринт из комнат. То и дело оттуда выходят люди, с уважением здороваются с интервьюируемой. Тут и там слышим поющие коллективы. Галина Николаевна сидит невозмутимо.
– Кто решил создать «Уральский меридиан»?
– Создали еще до моего прихода в коллектив, руководителем был Дмитрий Лобачев. Южноуральский арматурно-изоляторный завод начал работу в 1957 году, через какое-то время в каждом цехе был свой коллектив. В 1978 они объединились в один и стали называться «Народный коллектив песни и танца» (там хореографическая группа раньше была). Потом танцгруппа перестала существовать, и остался хор «Уральский меридиан». Сейчас в коллективе участвуют только трое из тех, кто ходит с основания.
– Как долго вы поете?
– Пою с младенчества. Жили мы на станции Формачёво Увельского района. В первом классе учитель Нина Гавриловна Русанова заметила меня и стала возить петь на разные конкурсы. Нас было семеро детей, семья бедная. Мама накрахмалит бинты вместо бантов, соберет – и поехали в Троицк. Стала выступать с первого класса и по сей день вот пою. Брат мой Владимир Сазонов работал на соседнем заводе радиокерамики и тоже пел, все в семье играют на инструментах, все самоучки.
Хор для меня большая отдушина: когда нет репетиции, я скучаю. Сейчас уже на пенсии, дефицит общения. Да и вообще люблю я это. Когда по телевизору выступают коллективы, плачу иногда, если хорошо поют. Люблю русские народные песни, казачьи – обожаю.
– У Галины Николаевны своеобразный голос, – говорит стоящая рядом Зинаида Станиславовна, «коллега» певицы по хору. – Может, вы нам что-то исполните из репертуара Мордасовой (советская певица – прим. автора), чтобы удивить молодежь. «Валенки»! Куплетик спойте, пожалуйста.
Через секунду слышим звонкий голос. Галина Николаевна сидит и тихо-тихо поет: «Валенки, валенки», потом чуть увеличивает силу голоса: «Ой, да не подшиты стареньки!» В конце переходит на сильное «ух!» и неожиданно замолкает. Ее не смущает ни ситуация – стул в проходе, мимо ходят люди, ни то, что за одной из дверей в репетиционной вдвое громче поет ансамбль под аккомпанемент. Восхищенные, хлопаем не сразу. Галина Николаевна продолжает:
– Уже не могу петь сольные песни – проблемы с сердцем, дыхания не хватает. И не танцую – ноги болят.
– Галина Николаевна вытягивает такие высокие ноты, которые никто больше не берет. Она и сейчас мастер вокализа, – подхватывает Зинаида Станиславовна.
— Если не любишь петь – не сможешь. Я пою дома, в огороде, на кухне. Соседи уже давно привыкли к таким «концертам», говорят: «Ты громче пой, громче, что так тихо!» У меня музыка в голове быстро укладывается, на второй-третьей репетиции уже без бумажки пою, на первой уже начинает запоминаться.
– А в вашей семье есть продолжатели песенного творчества?
– Нет! В том и дело, что нет! У меня племянники: Игорь Сазонов поет в увельском хоре, а Валерий даже записывает в Челябинске диски с казачьими песнями.
– А все-таки, Южноуральск – город отцов или город детей?
– Город отцов и детей!
Зинаида Станиславовна: «И матерей!»
– Я считаю, это не совсем старый город, – продолжает Галина Николаевна. – Для пожилых есть в Доме культуры занятия: и танцуют, и муниципальный хор ветеранов есть: песни поют типа «Ленин всегда с тобой». Кто хочет, тот у нас найдет себе занятие. А если сидишь на лавочке… Я, конечно, тоже на лавочке сижу, но выхожу – котов кормлю. Сама двоих на улице подобрала. А что, жалко…
Вокруг нас становится все громче и громче: дверь на сцену открыта, торжественная музыка оповещает о начале концерта. Через пару минут из-за двери появится мужчина и попросит говорить потише. А потом все разойдутся: мы в зрительный зал, а Галина Николаевна – выступать…