Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

"PROнас" как зеркало школьной журналистики

Тихо и незаметно без пышных торжеств прошла первая годовщина уникального проекта запущенного в декабре 2018 года «PROнас: школьный медиахолдинг». О видимых и невидимых гранях грандиозного челябинского начинания мне рассказала Ирина Леонидовна Качуро - начальник отдела развития воспитательных систем и дополнительного образования Комитета по делам образования города Челябинска.

- В декабре 2018 года по инициативе Комитета по образованию был запущен проект «PROнас: школьный медиахолдинг». Проект несомненно интересный и полезный. Он даёт возможность детям, занимающимся журналистикой, размещать свои материалы ещё на одном интернет-ресурсе. По каким критериям будет определяться эффективность работы этого проекта и будут ли они представлены общественности? Подводили ли Вы какие-нибудь предварительные итоги работы этого проекта?

- Критерии просты: это качество размещаемых материалов, их количество. Безусловно, оцениваем разнообразие тематики, охват аудитории. Видим, что данный проект интересен системе: только за 5 месяцев его существования на канале PROнас было размещено более 300 роликов! С каждым месяцем всё большее количество школ стремится рассказать о своих событиях. Одни учреждения пробуют себя в разных жанрах и присылают материалы в разные рубрики, кто-то выбрал одну рубрику и совершенствуется в ней. Массовость – одна из характеристик проекта.

Кроме того, сейчас мы наблюдаем включённость в совместную деятельность детей и родителей. И «PROнас: школьный медиахолдинг» – один из тех проектов, в которых общим делом заняты дети, педагоги и родители.

- Некоторые из моих знакомых считают, что проект по развитию детской журналистики «PROнас» будет интересен только самим участникам и организаторам проекта. Мотивация такая: кто будет читать все эти посты и статьи, если сегодня некоторые школьники на сообщения длиннее одной-двух строк почти не обращают внимания? Даже видеоролики приходится делать покороче. Неслучайно жюри международного конкурса "ЮнГа+" требует от участников, чтобы видеоролики были не более одной минуты. Разделяете ли Вы такие опасения?

- Не забывайте о том, что участники и организаторы – это все мы, вся огромная образовательная система. Собственно, эту идею отражает название проекта. Нет ограничений для участия в нём: участником может стать каждый.

Опасений нет – мы развиваемся, подстраиваемся, ищем различные варианты. Журналистика предлагает нам множество жанров, и юнкоры всегда могут найти для себя оптимальный вариант освещения того или иного события. Кто-то проведёт прямую трансляцию, кто-то выберет селфи-репортаж, а кто-то подготовит интервью с участниками мероприятий или проведет блиц-опрос. Опять же, дети замечают, что реакция зрителей на разные материалы – разная, и это ещё один повод подумать, проанализировать, понять, почему так и как сделать сюжеты более интересными.

- Ирина Леонидовна, знаете ли Вы, что есть российский детский мультивидеопортал "Юнпресс" («Тот самый Юнпресс), контент которого можно сравнить с «PROнас». В администраторах этого медиаресурса есть дети-школьники. Они на самом деле редактируют и публикуют присланные им материалы от детей со всей страны и из зарубежа. Аналогично и в челябинских детских СМИ, таких как "Переменка" и «То4ка ЗРения», помимо взрослого редактора админами групп этих СМИ в соцсети являются дети. Не кажется ли Вам, что отсутствие детей-юнкоров среди админов «PROнас» позволяет представителям молодого поколения говорить о цензуре взрослых на проекте и с некоторым недоверием относиться к нему? Косвенно об этом может свидетельствовать количество подписчиков группы ВКонтакте «PROнас» большая половина из которых взрослые, а не дети и малое число просмотров в сравнении с количеством подписчиков?

- Вы правы – среди администраторов канала нет детей, но в самих детских редакциях, которые отбирают ролики для публикации на канале, дети работают наравне с педагогами. И именно детские редакции составляют команду канала PROнас. У администратора ресурса другая роль – так как канал является площадкой размещения материалов в сети Интернет, эта работа необходима без участия взрослых. Мы много говорим о медиабезопасности, мы выступаем за безопасный контент. При этом даже к этой работе, так или иначе, привлекаются дети – они есть среди администраторов в составе детских редакций.

- Не является ли подтверждением наличия цензуры в проекте «PROнас» отсутствие в его публикациях популярной среди части подростков темы феминизма, часто поднимаемой газетой «То4ка ЗРения»? Что это: реальный отсев нежелательных тем админами проекта или опытные юнкоры и редактор знают, где и о чём можно говорить, а где не стоит поддерживать образ борцов за справедливость?

- Команда проекта старается наполнять канал здоровым и интересным контентом. «Нежелательных» тем быть не может. Темы определяются самими детьми, исходя из их интересов. Если и есть некий «фильтр», то здесь мы говорим о таких критериях, как адекватность, безопасность, корректность.

- В Челябинске немало сильных самодостаточных детских редакций. Их возглавляют талантливые педагоги. В них занимаются креативные дети. Редакции имеют свои паблики в социальной сети и наполняют их разнообразным интересным детским контентом, устраивают конкурсы и реализуют различные проекты. Эти газеты реально делают дети. Взрослый редактор в лучшем случае публикует от себя лишь колонку редактора. Админами групп ВКонтакте этих СМИ также являются школьники. Даже вёрстку делают сами ребята! Тиражи некоторых из этих изданий имеют огромный по нынешним временам для детского издания бумажный тираж. Скажите, пожалуйста: что должно заставлять юнкоров, у которых и так «всё в шоколаде» (например, «Переменки» или «То4ки ЗРения»), отправлять свои материалы ещё и в «PROнас»?

- Для того, чтобы о них узнал весь город. Тем более, что проект реализуется при поддержке Союза журналистов Челябинской области, – а это уже профессиональная среда, а значит, новые возможности и перспективы. Школьное СМИ читают только обучающиеся конкретной школы, в которой оно распространяется. А канал транслирует материалы гораздо шире. Охват зрительской аудитории не идёт ни в какое сравнение.

Ошибочно думать, что канал PROнас – это ещё одно СМИ. Это не так. Канал – это коммуникационная площадка, которая даёт возможность реализации каждому ребёнку – и каждой редакции. И все материалы на этой площадке размещаются исключительно под авторством редакции, которая выпустила этот материал.

- Ирина Леонидовна, как Вы считаете, материал юнкора должен идти в публикацию, если он интересный и актуальный, или редактор в детской редакции должен публиковать материалы своих юнкоров в качестве поощрения, награды?

- В каждой редакции принимается решение самостоятельно. Допустим, если материал отражает актуальную тему, имеет интересную подачу, но есть вопросы, к примеру, к монтажу – мы размещаем такой материал. Авторы – школьники, и они только учатся. И вместе с педагогами разберут материалы и поймут, над чем ещё нужно поработать. Если мы говорим о печатном материале, то, конечно, здесь требования выше. Педагог несёт ответственность за то, что выходит в печать. В нашем случае журналистика должна идти рука об руку вместе с педагогикой. Не случайно детские редакции возглавляют педагоги. Если профессиональные СМИ могут позволить себе отказаться от материала, сделанного некачественно, то мы работаем с детьми. Здесь важно соблюсти баланс.

Автор: Алексей Александров

 

Поделиться:
Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Программы и проекты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях