Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

Мир изменился. Если раньше для обучения и выполнения домашнего задания школьникам нужно было стараться поменьше сидеть в интернете, то сейчас всё с точностью наоборот.

Режим самоизоляции затронул многие стороны нашей жизни, разумеется, процесс получения образования также отхватил свою долю трудностей. Мир изменился. Если раньше для обучения и выполнения домашнего задания школьникам нужно было стараться поменьше сидеть в интернете, то сейчас всё с точностью наоборот. Чтобы хоть как-то продолжать получать знания, ученики вынуждены днями напролёт переходить с сайта на сайт, посещать различные образовательные платформы, стараясь самостоятельно, по большей части, разобраться в новых темах, выполнить домашнее задание.
            Следует полагать, совсем несладко приходится тем, у кого нет компьютера. Вы представьте: смотреть видеоролики, переписывать конспекты, следить за появлением новой домашней работы, сменять Zoom на Foxford, YouTube или РЭШ — и, порой, все эти действия школьники совершают через телефон, на маленьком экране. Само собой, не очень удобно, когда объём работы, обычно, действительно велик: в идеале нужно выполнять и классную, и домашнюю работу. Имея один компьютер на всю семью, особо не разгуляешься, тем более при наличии братьев и сестёр, которым также необходимо выполнять свои задания. Конечно, благодаря социальным программам некоторым везёт – им достаются бесплатные компьютеры, однако нуждающихся много, поэтому придётся ещё дождаться, когда к тебе прибудет заветный многофункциональный инструмент.
            Есть ситуации, когда дети зачастую не успевают выполнять все задания к положенному сроку, занимаясь домашней работой буквально днями напролёт. Родители учеников младших классов, порой, готовы вовсе отказаться от обучения, прося учителей просто выставить двойки, ведь они не справляются с объёмом работы и нестабильностью сайтов.
            Перечисленные выше сложности возникли по причине нашей неподготовленности к подобной ситуации, даже высокопоставленные лица говорят о трудностях с дистанционным обучением. Министр просвещения, Сергей Кравцов прямым текстом указал на это: "Конечно, не все школы и не все учителя были к этому готовы. Для многих семей это оказалось шоком. Вы думаете, я этого не знаю? Моя дочь точно так же мучилась с онлайн-платформами, которые всякий раз зависали из-за перегрузки".
            Однако, между тем, нам выпал уникальный опыт. Проблемы можно решать креативно, например, недавняя лекция в одном из вузов Ростова-на-Дону, которую провели в известной игре Minecraft, наглядно демонстрирует возможность для преподавателей «развернуться мыслью», даже проявить свой творческий потенциал. Сложившаяся ситуация позволяет отойти от набивших оскомину стандартов, совершенствовать систему образования, что, вероятно, даже поспособствует развитию большего интереса к получению знаний подрастающего поколения, если, конечно, сильно не загружать учеников бесконечно огромной волной домашней работы.

Здесь также меня порадовало стремление людей приспособиться, помимо оригинальных идей. Преподавателям, педагогам, учителям приходится реально тяжело, они вынуждены искать образовательные ресурсы, проверять огромное количество выполненных работ. Несмотря на это, педагоги к ученикам относятся с пониманием: продлевают сроки выполнения заданий, не ставят отрицательные оценки, чем помогают убрать излишнюю тревогу за успеваемость и продумать свой распорядок дня, дабы найти время на то же творчество. Тогда и замечаешь малочисленные «плюсы» самоизоляции: больший объём свободного времени, возможность спать подольше, составить собственный удобный график.

            Несомненно, перед нами открылся новый горизонт, принёсший свои особые условия, к которым важно теперь адаптироваться. Справимся ли мы? Наверняка! Надеюсь, нам удастся вынести множество хороших уроков.

Мнение психолога

Анжела Антипина, психолог:

- За последние несколько недель наш привычный уклад жизни претерпел множество изменений. Всем пришлось приспосабливаться к новым условиям: работа на дому, дистанционное обучение детей, онлайн-тренировки. А любые изменения в жизни влияют на наше психическое состояние, как в положительную сторону, так и в негативную, причём в негативную сторону чаще - усиливается состояние тревоги, напряжения, а возможно агрессии и страха.

Ситуация дистанционного обучения может сказаться на несовершеннолетних, как в положительную, так и в негативную сторону. В последнем случае это может быть связано как с низкими адаптивными способностями (а они индивидуальны), так и с недостаточным развитием самостоятельности, усидчивости, самоконтроля несовершеннолетних (в силу возрастных особенностей развития). А также от той базы знаний, которые были получены при очной форме обучения.

Психологические особенности дистанционного образования:

1) отсутствие живого диалога с преподавателем, который не может поделиться всеми своими знаниями и личным опытом, а действует только в рамках программы (данная особенность может негативно сказаться на экстравертах, которым очень важно живое общение);

2) отсутствие индивидуального подхода: при дистанционном обучении невозможно учесть особенности каждого ученика и найти к нему подход (данная особенность может негативно сказаться на тех, кто испытывает трудности в переключении внимания, запоминании, восприятии);

3) результат дистанционного обучения зависит только от самодисциплины слушателя, которая не всегда находится на должном уровне.

Поэтому, насколько напряжённым будет этот период для обучающихся, и какие повлечет за собой стрессовые симптомы, зависит от восприятия самих ребят и от помощи взрослых.

В норме процесс адаптации организма (и взрослого, и детского) к новым условиям занимает около трех недель. За этот период происходят необходимые изменения не только на психическом, но и на физиологическом уровне.

Дистанционное обучение - уникальная ситуация для развития у несовершеннолетних адаптивных способностей, т.е. тех способностей, которые им позволят приспосабливаться к изменяющимся в дальнейшем жизненным условиям (смена коллектива при переходах в новые учебные заведения, работа, возможно смена места жительства и т.д.) Только сейчас «на дистанте» - это проходит под присмотром и совместно со взрослыми (родителями, педагогами), которые в случае необходимости помогут, поддержат, подскажут.

Успешность дистанционной формы обучения зависит от желания и правильной организации.

Опрос

Анастасия Пшеничникова, 16 лет, Магнитогорск:

Самые главные проблемы дистанционного обучения, на мой взгляд, - отвлекающие факторы, которых дома очень много, бесконечные технические неполадки и негативное влияние компьютера на здоровье, особенно глаза очень устают. А так вполне удобный формат обучения.

Егор Савинов, 17 лет, Муром:

Конечно, это отличный шанс для того, чтобы поднять оценки, закрыть долги за счет "свободного" графика. Даже как-то слышал по телевизору, что люди искренне удивлены поднятию успеваемости. Интересно же, почему так происходит? Просто многие списывают...

Эффективность крайне маленькая, потому что трудно усвоить всё самостоятельно. Конечно, я, например, понимаю новые темы даже по химии..  Другие жалуются, ведь они получают плохие оценки. Тут три варианта, почему так происходит: 1) плохо знают материал; 2) интернет-порталы для обучения некорректно оценивают задания; 3) эти порталы просто не загружаются.

И я бы мог списать, как делают многие другие. Но нет, совесть не позволяет. Приходится тратить на домашнюю работу минимум 7 часов, лишь бы закрыть все долги и получить нормальную оценку, ведь у меня выпускной класс, мне поступать.

Анастасия Скородумова, 14 лет, Магнитогорск:

Дистанционное обучение гораздо труднее, нежели привычное в школе. Задают больше домашней работы и иногда есть проблемы с понимаем новых тем. 

Евгений Имшенецкий, 18 лет, студент, ст. Смоленская, Краснодарский край:
На обычные лекционные дисциплины дистанционный формат обучения почти не повлиял. А вот основные предметы, вроде ДПИ, рисунка, живописи и скульптуры, стали гораздо сложнее в обучении. Ещё сложности прибавляет сам факт того, что ты дома — постоянно отвлекаешься на какие-то мелочи.

Лия Файзуллина, 16 лет, Магнитогорск:

С одной стороны, мне нравится такой формат обучения, потому что можно спокойно самостоятельно учиться, при этом не торопясь никуда, да и оценки очень радуют. С другой стороны, как мне кажется, вырос объем домашних заданий. Но, в целом, радует, что школы смогли так все организовать и что учителя часто идут навстречу, помогая в некоторых моментах.

 Евгений Дорофеев, 16 лет, п.г.т Мезень, Архангельская область:

Мне не нравится дистанционное обучение. Учителя скидывают задания в беседу и просят выполнять их, а тебе самому нужно читать параграф, делать то, что задали. Для учеников это большая нагрузка, в том числе и для меня, поэтому многие просто списывают нужное в интернете и, как результат – неусвоенный материал.

 Дмитрий Петров, 16 лет, Магнитогорск:

Отношусь к дистанционному обучению сугубо положительно: я не самый общительный и открытый человек, так что коммуникации в коллективе часто выбивают меня из колеи, и я становлюсь неспособным к чёткому формулированию собственных мыслей. У меня не самый низкий коэффициент умственного развития, поэтому я могу спокойно разбираться в материале самостоятельно, а возможность не выходить из дома лишний раз лишь увеличивает количество моих возможностей.

 Семён Придиус, 15 лет, Самара, п.г.т. Усть-Кинельский:

Дистанционное обучение однозначно даётся легче, чем стандартное, ибо не нужно вставать рано-рано утром, впопыхах собираться и куда-то идти. Также это удобнее тем, что ты находишься в комфортной, домашней обстановке, можешь сидеть, как хочешь, где хочешь, есть, пока делаешь уроки, слушать музыку и так далее. И, в принципе, объём работы даётся меньший, нежели в школе. Но «минус» заключается в том, что на дистанционном обучении никто толком не учится — зачем, когда есть интернет? Все просто друг у друга списывают и ни о чём особо не думают. Также самому сложно разобрать трудные для понимания темы. 

Алиса Дубровская, 13 лет, Магнитогорск:

Мне кажется, дистанционное обучение достаточно удобное, но неправильное. Потому что, когда ты видишь учителя вживую, у тебя лучше дисциплина, а слышать только голос – совсем не то. Удобнее же оно тем, что дешевле: не приходится траться на бензин, школьную столовую и форму.

Елизавета Шевченко, 15 лет, Болгария, г. Бургас: 

Поначалу задавали много, но сейчас, после того, как многие пожаловались, стали задавать чуть меньше. Сроки для выполнения домашней работы могут быть от одного дня до двух недель, но обычно около трёх-пяти дней.
Уроки начинаются в 9:00 (в школьное время начинались в 8:00), используем Microsoft Teams. Туда и учителя скидывают задания. Также мне задают домашнюю работу по ИЗО, так как я посещаю художественную школу. Учительница нам ставит задачи, например, сделать постановку и нарисовать её, нарисовать стилизацию кого-либо и т.д.

 Юлия Малыхина, 30 лет, учительница, Москва:

Когда в моем классе спросили ребят и родителей, нравится ли им система дистанционного обучения, мнения, конечно, разделились.
Вслед за многими, я считаю, что дистанционная форма не заменит живое общение учителя и ребёнка. Но зато при таком подходе можно говорить о самосознании, самоорганизации. Благодаря периоду самоизоляции, я думаю, многие ребята поняли, что учеба нужна, прежде всего, им самим: теперь никто не подгоняет, не заставляет учиться – образовательный маршрут ученики выстраивают сами.

Анна Плоцинская, 19 лет, студентка, Санкт-Петербург:

Я бы не сказала, что для меня, как для студентки, учиться на дистанционном обучении стало проще. Нам задуют очень много домашней работы, которая, порой кажется, не закончится никогда. Но, несмотря на это, времени, которое можно посвятить самообразованию, стало тоже гораздо больше. Сейчас я занимаюсь тем, от чего реально «кайфую», ведь теперь не надо никуда спешить и что-то кому-то доказывать. Мне кажется, сейчас у всех людей появилась просто идеальная возможность переосмыслить свою жизнь и ответить себе на многие важные вопросы.

Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Программы и проекты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях