21 марта был последним днем этого учебного года, когда мы занимались в стенах школы. Лицей для нас теперь закрыт, но обучение продолжается. Как лицейская аудитория адаптировалась к дистанционному образованию, попробуем проанализировать.
Место встречи – Zoom
Где же теперь встречаются и обучаются лицеисты? 54 ученика 5-10 классов участвовали в нашем онлайн-опросе.
За что ценят эти платформы? 55,5% опрошенных считают, что удобнее заниматься в Zoom, так как «можно задать вопросы учителю, есть мобильная версия приложения», «легко заходить, хорошее качество», «доступен чат». 14,8% предпочитают Discord, потому что он удобный, и, самое главное (в отличие от Zoom) – неограниченное количество времени бесплатно.
Skype нравится 11,1% лицеистов, так как это простая, понятная и привычная платформа, неограниченное количество времени разговора и «не выкидывает с урока».
9,3% учеников утверждают, что сайт Pruffme наиболее удобный. «С ней [платформой] меньше всего проблем, и она не виснет», нет ограничений по времени.
И лишь 1,9% отметили Google Classroom.
Уроки – в постель, долги – десятками
Посмотрим, что думают лицеисты о преимуществах и недостатках дистанционной учебы.
Плюсы дистанта
Ребята поделились своим мнением о положительных сторонах дистанта.
"Не тратится время на дорогу. Можно сделать запись урока" (6 класс)
"Над заданием работаешь дольше, действительно начинаешь что-то понимать. Самому интереснее разбираться. В школе просто под диктовку пишешь и немного запоминаешь" (10 класс)
"Находишься дома в комфортной обстановке" (5 класс)
"Не стоит беспокоиться о школьной форме и каждые выходные устраивать «тотальную чистку»; не голодаю – ем почти в любое время, как только захочу; пользуюсь всем, чем захочу: устал писать от руки – начал печатать на компьютере; в перерывах между занятиями занимаюсь физическими упражнениями" (10 класс)
"Тайм-менеджмент, распределяю время так, как сама считаю нужным" (7 класс)
"Можно пить чай и сидеть в пижаме на уроке" (9 класс)
Минусы дистанта
А что думают лицеисты об отрицательной стороне дистанционного обучения?
"Много домашнего задания, не вижу своих друзей" (8 класс)
"Есть предметы, где требуется очное присутствие – рисование, физкультура" (6 класс)
"Не хватает живого контакта с учителями. На уроках все-таки мы более внимательны" (9 класс)
"Нельзя поговорить с учителем тет-а-тет, если возникают трудности. Задавать вопросы онлайн неловко" (10 класс)
"Иногда на конференциях в ZOOМ некоторые личности рисуют или произносят речи с нецензурными содержанием" (8 класс)
"Для подготовки к ОГЭ онлайн-обучение не подходит" (9 класс)
"Я экстраверт, мне не хватает живого общения + мало самодисциплины, поэтому много долгов" (10 класс)
Я как «многорукий Шива»
Мы спросили учителей о том, как проходит их дистанционная работа на карантине.
– На каких платформах ведёте уроки?
Яна Дмитриевна Галимова, учитель истории и обществознания: Zoom, Skype, Discord.
Елена Николаевна Федечкина, учитель русского языка: Онлайн-уроки веду на платформе Zoom. Активно изучаю и сравниваю ресурсы Яндекс.Учебника и Google Класса, ввожу их в систему преподавания. Использую познавательные уроки «Говорим без ошибок» телеканала Бибигон, «Веб Грамотей», проект «Челябинские актеры – детям».
– Какие платформы вы считаете наиболее удобными и почему?
Я. Д.: Все зависит от целевой аудитории, темы урока, его формы и количества учеников. Платформа Zoom очень удобная: есть возможность записывать информацию на доске, демонстрировать фильм, презентацию, одновременно работает чат; удобные интерфейсы: дети могут поднять руку, разными способами показать, понятно ли им.
Е. Н.: Каждая изученная мною платформа хороша для своих целей: в одной можно проводить онлайн-уроки, в другой давать задания, в третьей изучать дополнительный материал. В идеале хочется, чтобы всё было на одном ресурсе.
– С какими сложностями вы столкнулись при онлайн-обучении?
Я. Д.: К субъективным сложностям я бы отнесла то, что учащиеся не открывают свои лица и стесняются говорить. Особенно 9-10 классы. К объективным сложностям – невозможность провести у 25 человек в Zoom контрольную или другую серьезную работу. Проводила у группы историков – все получили пятерки!
Е. Н.: Когда веду урок на платформе Zoom, ощущаю себя «многоруким Шивой»: за 40 минут надо настроить удобно окна чата, управления участниками и демонстрации экрана, отметить и впустить детей в конференцию, вести урок, следить за чатом, впускать тех, кто опоздал или «вылетел» из конференции, включать и выключать комментарии. Хочется, чтобы рядом был техник. Все филологи согласятся, что проверять тексты на компьютере очень тяжело, я выбрала для себя способ работы в Paint, чтобы обеспечить обратную связь по проверке, но это очень затратно по времени, а также меня очень не устраивает мой кривой почерк при письме мышкой. Хочется нормальную программку и стилус.
– Какое будущее, по-вашему, у онлайн-обучения в школе?
Я. Д.: Будущее за онлайн-обучением! Это 100%! Дети поколения Z прекрасно впишутся в цифровую реальность. Офлайн также сохранится, но онлайн наступает все более уверенно. Думаю, что индивидуальное офлайн обучение станет элитарным, дорогим и недоступным для большинства людей.
Е. Н.: Никогда дистанционное обучение не вытеснит живого школьного процесса с его высоким коммуникативным и воспитательным потенциалом. Однако онлайн-обучение развивается мощно и стремительно, и его использование в дни отмены занятий, в организации смешанного обучения, в выстраивании индивидуального учебного плана необходимо.
Дети получили возможность «научиться договариваться с собой»
О своем видении процесса обучения рассказывают две мамы наших лицеистов.
Дарья Николаевна Черепанова:
– Мои дети уже достаточно самостоятельные (среднее и старшее звено лицея), и организовывать свой учебный процесс, и дистанционный тоже, они научились в начальной школе. Помогать им с заданиями не приходится, могу только рядом посидеть с ними... Если серьёзно, то старшей я точно уже ничем не могу помочь, разве что обнять, поцеловать, присесть рядом. А младшей я ещё пока могу подсказать, но она не любит, когда я проявляю интерес к ее заданиям.
Я вижу в онлайн-обучении большой плюс в том, что детям предоставилась возможность научиться договариваться с собой, добывать информацию в интернете, работать с ней.
Об учителях нужно вообще отдельную статью написать! В лицее очень профессиональный педагогический коллектив. С какими бы трудностями в работе не пришлось столкнуться – вникают, перестраиваются и находят выход из любых ситуаций. Например, учитель литературы, Артём Витальевич, даёт ссылку на свой ютуб-канал, куда выкладывает ролик с конкретным уроком по теме, с анализом произведения. Очень интересно, сама несколько раз задерживалась в комнате, чтобы дослушать урок до конца! Что касается понимания критериев оценивания работ, я считаю, это зона ответственности ребёнка – знать эти критерии и придерживаться их при выполнении задания.
Моей шестикласснице очень нравится онлайн-обучение, интерес к школе точно не снизился, наоборот, боюсь, что такое образование ее привлекает больше.
Елена Владимировна Кулясова:
– На карантине задача организовывать детей во время дистанционного обучения такая же, как и во время обычного обучения в лицее. Иногда приходится помогать с домашней работой, особенно младшей дочери, ученице начальной школы.
На счет заданий могу сказать, что сейчас ситуация такая, что домашняя работа и классная слились. И в сумме получился такой же объем, как и в школе в обычный день.
Мы с интересом смотрим вместе образовательные видео и презентации. А связь с учителями проходит либо по почте, либо по «Сетевому Городу», критерии оценивания нам понятны.
Карантин научил чему-то новому каждого из нас: одни открыли для себя новые онлайн-платформы, другие научились распределять время, а третьи самостоятельно добывать нужную информацию. В школу мы вернемся другими, но самое главное – абсолютно готовыми к такой внезапной ситуации.