Рецензии и обзоры от авторов "Белого квадрата": спасаемся от скуки на карантине и самоизоляции.
В прошлом году я писала рецензию на популярный мюзикл «Ла-ла-ленд» от режиссёра Дэмьена Шазела. Фильм меня крайне впечатлил, поэтому я обратила внимание еще и на дебютную работу Шазела – «Одержимость», с которой часто сравнивают мюзикл. В чем «одержимость» героя? Стоит ли смотреть? В США фильм не рекомендован зрителям младше 13 лет, в России вышел в ограниченном прокате с рейтингом 16+. Фильм рассказывает нам о молодом музыканте Эндрю Нимане и его стремлении добиться высот в деле, которое он действительно любит. Но не всё так просто.
Отправной точкой на пути становления Эндрю становится встреча с эгоцентричным дирижёром Теренсом Флетчером. Именно в его оркестре предстоит играть нашему барабанщику. Уже с первого появления Флетчера мы понимаем, что главному геро. придётся не сладко. Дирижер талантлив, уважаем, жесток и безжалостен. Интересная завязка? Всё прямо как в жизни: известно, что «Одержимость» - своего рода биография Шазела. В фильме он показал то через, что прошёл сам.
В подростковом возрасте режиссёр увлекался музыкой и играл на множестве инструментов, в том числе и на барабанной установке. Более того, прообразом дирижёра Флетчера был преподаватель Шазела. «Ты тормозишь или торопишься?», «Ты играешь не в моём темпе» - дословные слова преподавателя, которые потом произнёс Теренс Флетчер в фильме. Но с карьерой музыканта у Шазела не сложилось, и от отчаяния и безысходности в 2011 году он пишет сценарий к «Одержимости».
Из-за своей камерности фильм мог быть непонятен массовому зрителю, и многие кинокомпании отказывались давать деньги на проект. Сценарий долго лежал в столе, но вскоре режиссёру позвонили. Его необычный ответ на просьбу рассказать о фильме («Этот фильм на самом деле триллер…») заинтересовал продюсеров. Правда денег на полноценный фильм режиссёру не дали, но средства на короткометражную версию фильма смогли предоставить. Короткометражку сняли довольно быстро: 18 минут были готовы за три дня. К счастью, картина получила положительные отзывы и привлекла внимание общественности. Bold films проспонсировала полноценную съёмку «Одержимости»: на создание 100 минут картины было выделено $3 млн.
С подбором актёров не возникло проблем. Актёр Дж. К. Симмонс (Флетчер) говорил, что сразу влюбился в сценарий, как только его прочитал. А вот участие Майлза Теллера (Ниман) оказалось под вопросом: в этот момент он снимался ещё в одном крупном проекте - «Дивергент». Также несмотря на то, что Майлз, на самом деле барабанщик, и имел неплохие навыки игры на музыкальных инструментах, этого было недостаточно. Демьен и Майлз провели несколько уроков, прежде чем приступили к съемкам музыкальных сцен. И да: Майлз на самом деле барабанил до изнеможения и стирал руки до мозолей.
Сьёмки проходили в ускоренном режиме. За 19 дней всё уже было отснято. Монтаж также не занял много времени: примерно месяц, и всё было готово. Такой темп был обусловлен поджимавшими сроками: заканчивался прием заявок на фестиваль Санденс-2014, который мог бы дать фильму жизнь.
Итак, когда сьёмки закончились, «Одержимость» вышла на большом экране фестиваля Сандэнс-2014. Картина имела успех, и студия Sony Pictures приобрела на неё права за 3 миллиона долларов. Когда фильм пустили в прокат, он собрал 49 миллионов долларов во всем мире. Для начинающего режиссёра это сумма довольно внушительна! Успех «Одержимости» позволил Шазелу воплотить в жизнь сценарий который он разрабатывал очень долго – начать сьёмки своего самого крупного проекта «Ла-ла-Ленд».
Чему фильм обязан успехом? Не только новой трактовке истории об ученике, который хотел превзойти учителя. Автор явно очень трепетно подошёл к музыке в фильме: видно, что он действительно любит её и хочет преподнести миру во все её пугающей и завораживающей красоте. Всего в фильме 24 трека. Некоторые из них были написаны исключительно для фильма, другие композиции являются классикой джаза и написаны Стэном Гетцем и Дюком Эллингтоном. Музыка, актерская игра, картинка и сценарий (надо сказать, с достаточно экспрессивной речью) сложились, чтобы создать одну атмосферу.
После того, как на экране появились титры, я осталась в некоем замешательстве. Не смотря на всю помпезность концовки, ее нельзя назвать однозначно счастливой. Она оставляет ощущение удовлетворения: главный герой добился своей цели; но многим пожертвовал, чтобы добиться успеха. Многие зададутся вопросом: «А стоило ли?». Такова цена победы? Думаю, эту философию автор проносит через свои фильмы (вспомните и «Ла-ла-ленд»). Есть версия, что наставник победил, подчинив ученика окончательно. Возможно, многие увидят себя в этой картине, или, наоборот, выразят протест. Посмотрите и решите сами.