Елизавета Негреева – одна из самых успешных выпускников Академического лицея. Она закончила его в 2015 году и уехала в Чехию. В июне прошлого года Лиза получила степень бакалавра в Карловом университете, после чего нашла работу в международной компании. «Лицейский вестник» уже представлял её историю, мысли и взгляды на образование заграницей. Однако время идёт, меняются люди и их взгляды на многие вещи, поэтому Елизавета готова ещё раз поделиться своим опытом о жизни и учёбе в Чехии.
– Елизавета, образование за границей многим кажется чем-то нереальным. Действительно ли это так?
– По-прежнему считаю, что получить образование за границей - очень реально, особенно в Чехии. Есть много возможностей приобрести стипендию даже на языковые курсы или на обучение на английском, но мониторить ситуацию надо начинать как можно раньше, если вы заканчиваете сейчас 9 класс и задумываетесь о поступлении за рубеж с минимальными финансовыми затратами, начинайте уже сейчас – Говорят, что чешский язык легко даётся русским, так как является родственным. Можешь ли ты подтвердить это? – Он не такой простой, как кажется, если, конечно, вам недостаточно уровня А2 с акцентом, звучащим как ногтями по доске. Я в октябре погрузилась в атмосферу корпораций, где основной язык английский. Много англоговорящих коллег, в отделе со мной чехи, а моя начальница русская. Из-за того, что я в равной степени использую все три языка каждый день, у меня какой-то свой язык уже образовался, на котором я думаю. Иногда туда примешивается еще какой-нибудь из тех, что я учу или учила. И такая ситуация, как я сейчас наблюдаю, складывается у многих приезжих. Но все не так страшно, конечно, когда я приезжаю в Россию и начинаю говорить только на русском, моментально язык возвращается на все 100%.
– Как тебе сам процесс учебы? Не жалеешь о том, что решила получать образование в Чехии?
– По-прежнему люблю Карловку страстной любовью, этот университет мне подошел на 100%. Ну, мой факультет, как минимум, не знаю, что происходит на других. Сейчас я как бы на втором высшем, заканчиваю первый курс в пражской ВШЭ. Вуз хороший, качество знаний меня устраивает, но в Карловке мне было в разы комфортнее, а значит и учиться было приятнее, и мотивации было больше. Но в Карлов университет было примерно в 50 раз сложнее поступить, особенно с чешского свеженького выпускника курсов. В общем, я решила для себя, что перепоступлю на заочную магистратуру в июне и буду больше времени уделять работе.
– Трудно ли было адаптироваться к чужой стране? Привыкнуть к менталитету людей?
– Считаю, что важно общаться с чехами на чешском, исследовать и пробовать и ни в коем случае не недооценивать нетворкинг (так называют сообщество людей, сплоченных одной деятельностью и, благодаря своим связям, эффективно ее осуществляющих). Кстати, если кому-то нужна информация по чешскому, Карловке, ВШЭ или совет по типу куда сходить в Праге, пишите мне на Фейсбуке или Вконтакте.
– Какие у тебя планы после окончания университета?
– Меня разубедили в построении академической карьеры, поэтому пока я самореализуюсь в корпорации. Очень помогло осознание того, что получить степень доктора я всегда успею, спешить никуда мне не надо. Уровень языка спустя 4,5 года здесь позволяет пробовать любую сферу, которая заинтересует. Вот я и пробую, на вкус и на ощупь. Нравится! Моя нынешняя сфера деятельности пересекается с полученной степенью бакалавра. Сейчас поступлю в магистратуру на другую специальность, и тогда будет в сумме с бакалавриатом просто супер. Чему я научилась за последнее время, так это тому, что не надо себя заведомо ограничивать типа «я закончил эконом, значит, буду работать в финансах». Не загадывайте. Вы еще всему успеете научиться и все попробовать. И мест в универах, кстати, хватит на всех. И можно получить столько высших, сколько вам захочется. Перестаньте сами себя загонять в рамки, вам все пригодится.
– Как в Чехии организовывается дистанционное обучение в связи с последними событиями? Какой формат обучения тебе больше по душе? Стало ли учиться труднее, или наоборот – легче?
– Знаю, что в Карловке на моей специальности почти все пары он-лайн, записываются и заливаются на ютуб. В ВШЭ большинство преподавателей тоже перешли в сеть, пару тестов уже написали в режиме он-лайн. Я считаю, что дистанционное и он-лайн-обучение – это потрясающая вещь, но к ней университет (факультет, кафедра, преподаватель) должен быть приспособлен. В нынешней ситуации приспособленными оказались не все. И никто в этом не виноват. Для меня удобно учиться очно, когда изначально очно, и заочно, когда изначально заочно.
– Какие твои самые лучшие воспоминания, связанные с Академическим лицеем, и что бы ты пожелала лицеистам в преддверии 20-летия нашего учебного заведения?
– Вспоминаю, конечно, с теплотой. Иногда есть ощущение, как будто это вообще в другой жизни было. Жаль, что сейчас нет возможности навещать лицей. Много напутствий я уже дала в предыдущих ответах, пожелаю еще лицею и лицеистам всегда расти. Во всех смыслах. Мне лицей дал отличный интердисциплинарный фундамент для роста, и вам тоже даст, так что делайте домашку, читайте «Войну и мир» (да, четвертый том тоже), решайте интегралы, короче, качайте мозг!