Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области
Читай и Пиши
Информационный портал юных журналистов Челябинской области

От портрета до «чеховского ружья», или Как найти и удержать своего зрителя в эпоху глобализации

Принципы эффективного общения с целевой аудиторией

Глобализация медиасферы – процесс объективно-исторический. Медиаиндустрия развивается быстрыми темпами во всех странах мира. Средства массовой коммуникации и информации используются различные – от печати, радио и телевидения до интернета, мобильной телефонии и спутниковой связи.

Современный человек проводит в медиапространстве всё больше и больше времени. Порой одни и те же статьи, видео – аудиоматериалы читают, смотрят и слушают одномоментно десятки, сотни тысяч людей.

Бывает, к сожалению, и наоборот. Над проектом долгое время работала большая группа юных журналистов. Медиапродукт подготовлен и выпущен, но он не востребован. Например, печатную газету никто не читает и у школьного стенда с очередным её номером не толпятся. На сайт издания или в группу в соцсетях заходят редко, просмотров мало, лайков и комментариев нет.

Что делать и почему такое происходит? Чаще всего причина в том, что перед началом работы над проектом и выпуском медиапродукта не определили, для кого он предназначен, кто будет его смотреть, читать. На какую аудиторию рассчитан этот продукт. То есть целевая аудитория не выбрана или выбрана неправильно.

Целевая аудитория – это та группа людей, на которых нацелен ваш продукт. И в идеале нужно представить себе реального человека из этой группы. Его можно определить по таким критериям:

- возраст;

- пол;

- место жительства и учёбы;

- образование;

- увлечения, интересы.

С целевой аудиторией определились. Теперь надо выбрать тему проекта.

Для этого смотрим в соцсетях, интернете, что выбранную нами группу людей интересует, с кем они общаются. Далее проводим опрос среди потенциальных потребителей нашего медиапродукта.

Например, при создании в соцсетях онлайн-газеты спрашиваем ребят, какие темы они хотели бы обсудить, на какие вопросы найти ответы, с какими интересными людьми встретиться.

На основе собранной информации определяемся с темой и содержанием: какие рубрики сделать в газете, какие опросы разместить, какие можно организовать онлайн конкурсы и как поощрить активных участников, победителей и призёров.

Если мы взяли, например, тему «История бардовской песни», то она будет интересна только узкому кругу людей из нашей группы. Это те, кто увлекается авторской песней, игрой на гитаре.

А, например, тема дистанционного обучения волнует многих наших потребителей. Она затрагивает не только школьников всех возрастов, не зависимо от пола и увлечений. К нам присоединятся родители и учителя.

Или возьмём тему детского буллинга, то есть травли. Это проблема всевозрастная. Кто-то сам стал его жертвой или наблюдал со стороны, кто-то участвовал в травле других детей. Эту тему можно обсуждать с детьми от 5 до 18 лет. Но только выбрать разные формы. С младшими детьми провести сюжетно-ролевую игру с аниматорами, со старшеклассниками подготовить ток-шоу.

Как правильно обратиться к своей аудитории, чтобы достичь цели. Сформулируем принципы, которые помогут эффективно общаться с нашей целевой аудиторией.

 

ПРИНЦИП ПЕРВЫЙ. ПОРТРЕТНЫЙ

 

Мысленно чётко нарисуй портрет человека, которому ты продаёшь свой медиапродукт. Ты должен знать, что это, например, школьник 12-17 лет, он хочет и умеет писать заметки или снимать и монтировать видео, фотографировать. Он творчески развит.

Пока ты будешь составлять такой портрет, то, возможно, вспомнишь человека из твоего окружения, который схож с этим образом. Можно прямо с него и списать какие-то детали. То есть продавай реальному человеку. Тогда тебе легче будет подобрать слова для своей аудитории, ты будешь говорить с ней на одном языке.

 

ПРИНЦИП ВТОРОЙ. ПРИНЦИП ЗАВЕТНОЙ МЕЧТЫ

 

Твой медиапродукт помогает сбыться мечте твоего потребителя? Желание твоей целевой аудитории нужно связать с твоим продуктом. Например, появление в кадре помогает кому-то из твоей группы обратить на себя внимание конкретного человека. Всё! Мечта сбылась! Его заметили!

Или кто-то из твоей целевой аудитории мечтал взять интервью у своего кумира – артиста, блогера, музыканта. Ты договариваешься о встрече и осуществляешь эту мечту.

 

ПРИНЦИП ТРЕТИЙ. ДЕТАЛЬНЫЙ

 

Добавь подробное описание проекта, раскрой детали. Если ты опишешь свой медиапродукт двумя словами, то это скорее всего не привлечёт потенциальных его слушателей, зрителей, читателей. Нужно охарактеризовать свой продукт с разных сторон и различными способами. Например, использовать текст, видео, фото, анимацию. Рассказать, как проект поможет в учёбе, спорте, творчестве, общении со сверстниками, учителями, родителями и так далее; кто будет работать над проектом, представить этих людей.

 

ПРИНЦИП ЧЕТВЁРТЫЙ. НАЗОВЁМ ЕГО ЛЮБИМЫЙ.

 

Люби свою аудиторию. Не надо к ней относиться потребительски. Например, прочитал человек весь печатный номер газеты, лайкнул очередной пост, оставил положительный комментарий – ты хороший, мы тебя любим!

Отозвался не очень лестно или критически о ком-то из группы или о каком-то материале. Всё – ты плохой. Удаляем твои сообщения и комментарии. Блокируем тебя. Уходи из нашей группы! Ты нам такой не нужен.

Нет. Любить свою аудиторию – это не значит, что ты будешь сидеть и говорить «как я вас всех люблю», засыпать всех милыми сердечками и котиками.

Ты именно этому человеку предлагаешь свой медиапродукт. Поэтому ты должен работать над тем, чтобы целевой аудитории, участнику твоей группы было хорошо. Твоя задача – вежливое обращение, корректные ответы на вопросы, которые задают тебе по медиапродукту. Это правильная и адекватная коммуникация.

Если ты будешь немного заботиться о своей аудитории, ты увидишь, как растёт число читателей, просмотров, лайков, положительных комментариев. И конечно же подписчиков. Ты сразу заметишь, как увеличивается твоя целевая аудитория.  

Даже если ты просто будешь поздравлять участников своей группы с днём рождения, с какими-то творческими, спортивными и другими достижениями, важными событиями, ты уже расположишь их к себе. И будет видно, что ты любишь их и стараешься для них.

 

 ПРИНЦИП ПЯТЫЙ. СПРОСИ У ЭКСПЕРТА

 

Перед подготовкой и в процессе работы над проектом проконсультируйся со специалистом, спроси совета, получи ценные рекомендации.

Зульфия ЧИГАРИНА, журналист студии Пластовского филиала GLOBAL-TV рассказывает, как подготовить телесюжет, чтобы зритель досмотрел его до конца, как удержать его внимание:

- Мы работаем в небольшом городе, жители которого нас хорошо знают. В фокусе нашего внимания – пластовчане и гости города. Мы рассказываем о жизни наших земляков, их работе, отдыхе, увлечениях.

В сюжете обращаем внимание на значимость темы. Мы не делаем выводы, а предоставляем эту возможность зрителям.

Телевизионную программу выстраиваем по законам журналистского жанра. Сначала – официальные мероприятия, потом - социальная сфера, далее – о жизни простых пластовчан, их достижениях и успехах.

 

ПРИНЦИП ШЕСТОЙ. ПРИНЦИП «ЧЕХОВСКОГО РУЖЬЯ»

 

Это один из классических принципов драматургии. В первоисточнике, то есть у Антона Павловича Чехова, он звучит так: «Нельзя ставить на сцене заряжённое ружьё, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать».

Например, вы разместили свой медиапродукт в соцсетях, поставили фото дорогого смартфона или включили ролик с его демонстрацией и текстом типа «Стань нашим СОТЫМ подписчиком и получи в подарок этот смартфон». Но… Вы-то знаете, что такого не будет. Что это лишь такой трюк, чтобы привлечь читателей, подписчиков. Смартфон вы и не собирались никому дарить. То есть вы обманули ожидания своей целевой аудитории. «Ружьё» не выстрелило.

 

Все перечисленные принципы не претендуют на истину в последней инстанции. Их можно заменять на другие, дополнять в зависимости от различных факторов.

Общие сведения Об организации Совет ЛЮЖ Члены ЛЮЖ Правила приема Регистрация Программы и проекты Архив ЧИП Контактная информация Детские СМИ Новости Конкурсы и фестивали Наши выпускники Медиаобразование Контакты
Войти Мы в соцсетях